Основные черты очерка. Очерк и его особенности

Очерк это эпический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие Очерк от других эпических жанров, весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни , используя средства художественной изобразительности, и в связи с этим приближается к рассказу От рассказа и повести, выделяющихся последовательностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, Очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отчасти преодолеваемые слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов словесного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад, и поучение » (Щеглов).

Первые Очерки (нравоописательные и нравоучительные) появились в эпоху Просвещения в Англии на страницах журналов «Болтун» (1707-11) и «Зритель» (1711-14) Р.Стиля и Дж.Аддисона. Заимствования из английской нравоучительной журналистики предопределили появление Очерков, описывающего будничную действительность и рядового героя в Германии, Италии, в России (сатирические журналы Н.И.Новикова «Трутень», 1769-70 и «Живописец», 1772-73). В 18 веке не только разрабатываются разнообразные формы очерковой литературы, но и устанавливается специфически жанровое содержание Очерков - «характеристики» типов, носителей распространенных недостатков и «пороков», подвергавшихся сатирическому заострению и осмеянию. В очерковом творчестве Ч.Диккенса («Очерки Боза», 1836, определяемые автором как «маленькие зарисовки подлинной жизни и нравов») и У.М.Теккерея («Книга снобов», 1847) намечались мотивы и темы их будущих романов. Большую серию Очерков, обозначивших основные типы «Человеческой комедии», опубликовал О.Бальзак. Его повесть «Гобсек» (1830) выросла на базе Очерков «Ростовщик» (1829). В отличие от просветителей, в творчестве которых Очерк являлся характеристикой определенного «общечеловеческого» порока, у авторов «физиологических очерков» (и прежде всего Бальзака), пытавшихся применять новые методы естественных наук (отсюда название - «физиология») для осмысления закономерностей общественной жизни, Очерк превращается в характеристику социальных типов , представителей различных слоев общества. В 20 веке русский « » полемически противопоставил литературу факта художественному вымыслу, стремясь обосновать ведущее значение фактографического Очерка в развитии литературы (сходные взгляды выражали и представители французской «литературы факта» 1930-х - Р.Доржелес, А.Лондр, П.Ами). В то же время получает распространение Очерк, пронизанный разнообразными лирико-философскими размышлениями: «Зеленые холмы Африки» (1936), «Смерть после полудня» (1932) Э.Хемингуэя, «Планета людей» (1939) А.де Сент-Экзюпери. В 1929 начал выходить учрежденный М.Горьким, полагавшим, что Очерк занимает промежуточное место между исследованием и рассказом, журнал «Наши достижения» - своеобразная лаборатория советских очеркистов. Поток очерковой литературы породила вторая мировая война (Ж.Лаффит, Дж.Олдридж, К.Симонов, В.Гроссман, Й.Эренбург, Л.Леонов).

Виды Очерка

Различают Очерк художественный и публицистико-документальный . Художественный Очерк творчески типизирует характеры, передавая «статику» их бытия, изображает устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Объектом «нравоописательного» анализа в художественном Очерке предстает не только среда в целом или ее типические представители, но и отдельная личность, взятая в ее нравственно-психологическом аспекте. «Обобщенные», «неадресные» персонажи в Очерке - один из признаков его художественности. К художественным Очеркам относят «Записки охотника» (1852) И.С.Тургенева, «Очерки бурсы» (1862-63) Н.Г.Помяловского, очерки В.А.Гиляровского, К.Г.Паустовского. Художественный Очерк представлен различными композиционными разновидностями: Очерк мемуары, Очерк биография, лирико-философский Очерк. Путевой Очерк - самая «древняя» художественная разновидность жанра: «Отрывок путешествия в *** И*** Т***», опубликованный в журнале Н.И.Новикова «Живописец» в 1772; «Поездка в Ревель» (1821) А.А.Бестужева, «Путешествие в Арзрум» (1835) А.С.Пушкина, очерковая проза И.А.Гончарова («Фрегат «Паллада», 1855-57), А.П.Чехова («Из Сибири», 1890, и «Остров Сахалин», 1893-94), М.Кольцова, И.Эренбурга, М.Шагинян. Публицистико-документальный Очерк обычно рассматривают как жанр публицистики.

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

В работах исследователей жанра нет единого определения очерка. Этимологически происхождение слова «очерк» связано с семантикой глаголов «очертить очерчивать».

Можно воспользоваться следующим определением: «Очерк – короткое повествовательное произведение, основной целью которого является образная иллюстрация или образная информация» .

В начало

§1. Специфика жанра

Основное отличие очерка как художественно-публицистического жанра от жанров информационных и аналитических состоит в следующем: он вбирает в себя определенные признаки двух сфер – публицистики и художественной речи. Значит, в качестве жанрообразующих признаков очерка следует указать и публицистические, и художественные элементы, ориентируясь на то, что на всех этапах создания текста (по риторической модели) двойная природа очерка обязательно будет учитываться. К стилевым чертам очерка относятся:

1. Авторское «я». Публицистический элемент создается прямыми размышлениями автора, непосредственным вторжением автора в повествование, и нередко автор выступает как действующее лицо, так или иначе связанное с изображаемым героем.

2. Интимизация – это совокупность «стилистических приемов, которыми автор входит в контакт со своим читателем, делая его участником своего сообщения, своих чувств, максимально приближая его к тому, в чем хочет иметь его участником, напрягая его интерес и по-своему изящно играя этим интересом» (Л. Булаховский ).

3. Эскизность (очерковость). Очерковость, прежде всего, выражается в некоторой «эскизности», «вольности» изложения, некоторой как бы нарочитой шероховатости формы. В самой природе очерка заложена тенденция к выделению самого типичного, главного, яркого, стремление очертить главные контуры события, набросать портрет героя.

В силу ограниченности размеров очерка, особенно газетного, очеркист не может тщательно выписывать события и характеры. В самой природе очерка заключено понятие о некоторой беглости, о необходимости схватить тип человека, набросать какие-то хотя бы пунктирные линии его характера, отличительных черт.

4. Документальность. Публицист имеет дело с разными людьми, проблемами, которые могут быть выражены в конкретных данных-расчетах, специфических терминах, научных формулах, конкретных названиях имен, местностей и т.п. Как правило, в 99 случаях из 100 очерк в газете документален. При создании очерка автор опирается на факты, позволяющие полноценно раскрыть тему.

5. Злободневность. Очерк появляется в газете практически ежедневно. Отсюда существенная его примета –злободневность, «сиюминутность» отклика на важное событие, проблему.

Тесно связан с этим признаком еще один – относительная сжатость текста. Очерк – жанр, публикующийся на страницах газет и журналов, т.е. жанр, ограниченный в объеме. Поэтому большое количество накопленного материала требует сжатого, конкретного изложения.

6. Типизация героя. Это, прежде всего, отбор наиболее существенного, что имеется в жизни, действительности. Очерк всегда опирается на конкретные жизненные факты, но факт в своей единичности и неповторимости интересует очеркиста как проявление общего, типического. Реальный жизненный факт может в изображении очеркиста пополняться добавочными сведениями, деталями – таким образом проявляются элементы художественного обобщения.

Выбирая для изображения человека со всеми проявлениями человеческой деятельности, проблему, путешествие, конфликт, автор учитывает два плана газетного очерка: типическое и неповторимое, ведя повествование, сохраняя индивидуальность личности, ее деятельности, ее общественных взаимоотношений, он стремится вскрыть типическое, социально обусловленное.

С типизацией тесно связано еще одно свойство очерка – образность.

7. Образность. Показать героя, событие можно лишь при условии использования средств художественного изображения, создавая образ. Автор очерка создает обобщенный собирательный образ, отражая в нем типические черты, но «факт в очерке важен и сам по себе и как исходный момент». Он, как и в любом художественном произведении, – материал для создания образов. Факты в очерке осмысливаются через образы.

Итак, поскольку очерк имеет своим главным предметом человеческую индивидуальность с ее делами, связями, радостями и тревогами, то показать героя можно при условии художественного изображения, создавая образ и используя образные средства языка.

8. Ассоциативность. Описывая какое-либо явление, очеркист часто сопоставляет его с другим, происшедшемсовсем в иное время, в ином месте. Связь событий – в авторских ассоциациях.

9. Известная доля вымысла. Фактическая достоверность, адресность очерка составляют основу факта, поэтому право очеркиста на вымысел ограничено фактической основой очерка. Но все-таки известная доля вымысла в очерке существует. Некоторые формы вымысла автор усиливает, подчеркивает одни черты героя в его портрете за счет других.

Итак, общепринятым является то, что очерк совмещает в себе черты двух стилей: художественного и публицистического.

Таким образом, очерк можно определить как художественно-публицистический жанр, в котором организующим материал стержнем является авторское «я», тематическим центром – человек и все, что связано с ним и его деятельностью. Подобное сочетание двух стилей отражается и на жанровом многообразии очерка.

Принято выделять следующие разновидности жанра: зарисовка, портретный очерк, проблемный и путевой.

Почти все они обладают перечисленными выше свойствами. Основное их различие состоит в выборе и разработке темы.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК

Путевой очерк – самая «древняя» разновидность очеркового жанра. Уже в названии отражено его предназначение – изложить путь, маршрут, пройденный автором. Отличительная черта его – некая заданность, предопределенность фабулы. Дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал автор, впечатление от новых стран, местностей, городов, широкая панорама – вот богатейший материал, который открывается автору путевого очерка.

Знаменитыми очеркистами, работавшими в жанре путевого очерка считаются Ю. Смуул, В. Песков, А.Аграновский, М. Стуруа и др. Каждый из этих авторов, создавая своеобразные, индивидуальные тексты, тем не менеебезусловно, учитывал основные черты данного жанра.

Одна из особенностей путевого очерка – это постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно.

Рассмотрим черты путевого очерка на примере текста В. Пескова «Кормилец Севера» (КП . 1999).

В. Песков

КОРМИЛЕЦ СЕВЕРА

Тундра зимой неприветлива, безотрадна. Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине. Никакого проявления жизни! Кажется, необитаемая планета. Но что это там вблизи горизонта? Облако пара, и под ним что-то темное. Бинокль, обжигающий лицо окулярами, приближает картину – ты вдруг видишь шевелящийся на ветру низкорослый густой лес. Ба! Да это же рога. Это стадо оленей! Подвижная бурая масса приближается.

Видишь вдруг пастуха с собачонкой, не дающей стаду расплыться по белой бескрайности. Вблизи скопленье животных похоже на один организм. Но различаешь детали и видишь вдруг рядом с собой оленя, совсем не похожего на тех красавцев и гордецов, что ревут по лесам осенью. Приземистый, с тупорылой головой, которую украшают рога, непомерно большие, а какие-то тощие. Причем выясняется: с рогами – самки. (У других оленей самки рогов не имеют.) Самцы после предзимних свадебных драк рога сбросили, а самки будут носить всю зиму. Зачем? Пастух должен был знать. Но он пожимает плечами.

Разбредясь, олени стали кормиться. Боже, с каким же трудом доставалась им тут еда! Копытами они рыли снег, погружали в ямы волосатые морды и что-то там на чуть обнаженной земле находили. Мороз был под тридцать с колючим ветром. Пилот вертолета сделал нам знак поспешить. Отдав пастуху запас сигарет и кое-что из заплечных мешков, мы поднялись и уже сверху увидели стадо. Стараясь его не пугать, сделали круг. Все-таки видно было: звук и что-то движущееся вверху оленей пугало. Они стремились сбиться в кучу, видимо, чувствовали: так безопасней. В памяти и на пленке осталась черная россыпь мака по скатерти.

На Севере всем живется несладко. И летом, когда съедает мошка, и зимой, когда все укутано снегом и когда ветер с морозом не знают пощады. Но жизнь, когда присмотришься, все же тут теплится и зимой. Воровски оглядываясь, песец пробежал. Ворон, скрипя пером, низко полетел куда-то по неотложному делу. Куропатки взлетели и сразу же растворились в белесой маскирующей мути. На виду – олени. Хотя и низкорослые, они выглядят вызовом и холоду, и пространству, и явной бескормице. Именно в этом краюприспособлены они жить. Останься на лето южнее тундры, тепла бы олени не вынесли, разве что горы заменили бы им спасительный Север. Где родился, там и годился!

Рождается олененок в нетеплое время. Жутко увидеть: из материнской утробы он попадает прямо на снег. Конечно, мать-олениха ищет в снегу для родов проталину, но не везде в апреле проталины есть, а морозы еще крепки. Судьба как бы сразу заявляет младенцу: таково бытие, выживешь – станешь взрослым оленем, не выживешь – песцы подберут. Большинство выживает, иначе давно иссяк бы олений род при том, что всего одного малыша приносит мать-важенка.

Сразу приспособлен оленек к выживанию. Очень теплая шубка спасает от холодов. Очень густое, сытное молоко у заботливой матери. И почти сразу же после рождения олененок готов стоять на ногах, идти и скоро уже бежать за стадом.

Взрослый олень тоже – само совершенство в противостоянии Северу. Волосы в его мехе имеют канальцы для воздуха. Это увеличивает теплоизоляцию. У оленя почти нет потовых желез. И от холода он не страдает. Страдает от перегрева – в тундре летом бывает жарко. В таких случаях оленье стадо устремляется к морю на холодный спасительный ветерок или ищет остатки снега, на котором валяется, охлаждаясь. Только теперь вот, собрав в кучу все, что об оленях знаю, я нежданно нашел разгадку странного поведения их на Аляске, где добывается нефть. Там они почему-то собираются возле разных железных построек, бараков и вышек.

Чем они для них привлекательны? Ответа на этот вопрос у нефтянников мы не смогли получить. А теперь я вдруг понял: тень! Спасительная тень, которую, кроме как возле этих построек, в тундре найти невозможно. Надежный для зимы мех становится летом помехой.

Зимний снег для оленей – препятствие небольшое. Копыта раздвоены и широко раздвигаются. Кроме того, задние «пальцы» копыт находятся вровень с передними. И растут еще между копытами волосы, создаваяопорную жесткую щетку. Весовая нагрузка на снег у северного оленя в четыре раза слабее, чем у лося. На снегу олень себя чувствует примерно так же, как люди на лыжах.

Добывание корма – занятие тяжкое. Надо разрывать снег. Олень это делать умеет копытами. Но надо в колючую, жесткую яму сунуть еще и морду. К этому тоже олень готов – голова, губы и пространство между ноздрями покрыты у этого едока защитным, предохраняющим от ран волосом. Снег в полметра не помеха оленю. Вот если глубже, тогда речь надо вести уже не о жизни, а о выживании. И смертельна для стада оттепель, когда неизбежный после мороз схватит снег непроницаемой жесткой корой. Но крайнюю приокеанскую тундру олени к зиме покидают.

С первыми холодами начинают олени великие свои кочевья, идут проторенными тысячелетними путями, на которых встречаются горы, реки. На Аляске старый речник-капитан рассказал: «Было время – на сутки, а то и больше останавливали пароходы, чтобы дать преодолеть оленям Юкон». И сейчас еще есть места, где проходят многотысячные стада оленей. На Аляске у выхода в тундру из гор мы надеялись это зрелище поснимать. Опоздали! Увидели только копытами пропечатанную землю, потерянные рога, клочья шерсти и ребра оленей, убитых волками.

Летом бич оленей – оводы и мошка. От этих кровопийц они спешат на спасительный ветер у океана. Мошка на кормежках заставляет их почти непрерывно бегать. И, несмотря на обилие корма, олени с коротким летом прощаются тощими. Быстро нагуливать жир они начинают, когда пропадает мошка и когда в тундре вырастают грибы – самое большое лакомство и самый питательный корм коренных северян. Предпочтенье они отдают тем же грибам, что и люди, – подосиновикам, подберезовикам, маслятам. Некоторые из оленей становятся наркоманами, пристрастившись к грибам-мухоморам. Такой зверь постоянно в движенье, постоянно возбужден. Это помеха диким его сородичам и докука пастухам хозяйственных стад.

А главный корм у оленей своеобразен – лишайник ягель, малопитательная, лишенная солей и белка растительность. И только на ней олени и держатся, поедая ягель зимою и летом, отказываясь в неволе от пищи более сытной. Константин Симонов в своих дневниках приводит забавный рассказ полковника об оленьем транспорте на войне. «Неприхотливое животное олени! Такие неприхотливые, что ничего, кроме своего ягеля, не жрут. А где его возьмешь, этот ягель?» Вдобавок к тощему ягелю и грибам олени в тундре едят еще птичьи яйца, а также мышей. Жажда соли заставляет их пить горько-соленую океанскую воду, а зимой бежать к пастуху, если он отошел помочиться, – хватают уринный пропитанный снег.

Перезимовав в менее ветреной лесотундре, весной олени начинают обратный поход на любимый свой Север. Следом за ними постоянно движутся волки – постоянные «пастухи» диких оленьих стад. Здорового оленя волк не догонит. Но в большом стаде всегда найдется заболевший или ослабший. У этих конец всегда одинаков.

Нападают на оленей также медведи и росомахи. Но этих зверей в тундре немного, да и скорость бега соленьим у них несравнима. Но поживиться у стада эти звери всегда готовы.

Охотятся на диких оленей и люди. Легкой эту охоту не назовешь. Олень чуток (за километр обнаружит опасность) и доверяет чутью. На Аляске мы наблюдали потерявшегося недельного возраста олененка. Он опрометчиво бросился к нам, но врожденное чутье ему подсказало – не то! Рыская беспомощно по долине, он вдруг учуял след матери и бросился к ней по запаху следа, как по веревке.

Местные охотники подходят на выстрел к диким оленям, прикрываясь группой домашних, или, двигаясь против ветра, несут перед собою рога. А в последние годы – мотор! Мотосани и вертолет. С этой силой оленье сердце (загадка: в нем косточка) состязаться не может. По этой причине, а также от беспокойства (сколько пришлого люда в тундре!) и разрушения техникой пастбищ число оленей в этом веке сократилось в пятнадцать (!) раз.

Олени дикие от домашних разительно отличаются величиной, статью и бодростью, хотя живут примерно в равных условиях. Но дикий волен, а покоренный его собрат служит людям, ничего не получая взамен. Отсюда хилость, маленький рост и тихая грусть в больших миндалевидных глазах. Но разная стать не мешает оленям чувствовать родство очень близкое. Дикие самцы-хоры нередко уводят из домашнего стада олених-важенок, и те очень скоро теряют желание возвращаться под контроль человека. Северный олень «полуприручен» тысячи лет назад.

Исключительно приспособленный жить на грани возможного, он сделал возможною жизнь на Севере и людей. Без оленя многие малые народности Севера не могли бы существовать. Все, буквально все для жизни этих людей дают олени. Олени – это пища: мясо и молоко. Шкуры оленьи – это одежда, обувь, одеяла, мешки, ремни и покров для жилищ. Олень – это транспорт в бескрайней тундре. Оленья кровь – средство против цинги. Оленьи жилы расщепляют на нитки, рога и кости использовали в хозяйстве, когда тундра еще не знала железа. Жизнь «оленьих народов» бедна, примитивна. Но без оленя она была бы на Севере невозможна. Только специализированный для жизни в очень суровых условиях олень тянул за собою цепочку тоже специализированной человеческой жизни в крайне суровых условиях.

В каждой зоне Земли человек приспособил, поставил на службу себе животных. В среднем поясе это лошадь, в пустынях – верблюд, в горах – ламы и мулы, в тропических зонах – буйволы и слоны. Но ни одно из этих животных по пользе, приносимой людям, не может сравниться с северным оленем. Олень на Севере – сама жизнь.

Жанровые признаки

В путевом очерке переплетаются признаки всех отмеченных выше разновидностей жанра: в нем ставятся сложные проблемы жизни и намечаются пути их решения. Например: «число диких оленей в этом веке сократилось в пятнадцать (!) раз» ; он вбирает в себя зарисовку (картинку с натуры), в которой автор изображает то, что видел от начала до конца, в том числе зарисовку портретную; в нем запечатлеваются и характеры героев, и обстоятельства, в которых они действуют. Например: «Сразу приспособлен оленек к выживанию. Очень теплая шубка спасает от холодов. Очень густое, сытное молоко у заботливой матери. И почти сразу же после рождения олененок готов стоять на ногах, идти и уже скоро бежать за стадом».

В очерке с особой силой и яркостью выступает личность автора. Авторская позиция, рассуждения и оценки не только помогают понять изображаемое, но и связывают в единое повествование разнородные картины, т.е. они являются основным условием движения сюжета. Так, в очерке В. Пескова его впечатления и оценки позволяют ярче представить картины и перейти от одного момента повествования к другому: «Они стремились сбиться в кучу, видимо, чувствовали: так безопасней. В памяти и на пленке осталась черная россыпь мака по скатерти».

У путевого очерка большие возможности. В нем великолепно комбинируются средства портретного и событийного очерков. Например, рассматривая жизнь диких оленей, В. Песков, подбирая последовательную смену эпизодов из жизни животных, при этом постоянно дает описания оленей: «Мошка на кормежках заставляет их почти непрерывно бегать. И, несмотря на обилие корма, олени с коротким летом прощаются тощими».

Автор является одним из героев повествования, он выступает живым свидетелем, в ряде случаев –первооткрывателем. Например: «Только теперь вот, собрав в кучу все, что об оленях знаю, я нежданно нашел разгадку поведения их на Аляске, где добывается нефть... А теперь вдруг понял: тень! Спасительная тень, которую, кроме как возле этих построек, в тундре найти невозможно».

Большую роль играют в путевом очерке детали, подробности – те элементы изображения, без которых не возникает ни образ человека, ни обстановка, ни картина действия. Остановимся подробно на тех моментах, благодаря которым создается своеобразие жанра путевого очерка, проиллюстрировав их примерами из того же очерка В.Пескова «Кормилец Севера».

Это, прежде всего, фрагменты-пейзажи , помогающие обрисовать обстановку. Пейзаж используется как средство определения времени действия; как способ обрисовки условий, в которых протекают события; как возможность передачи настроения героя.

Таковы основные функции микротекстов-пейзажей, являющихся неотъемлемой частью путевого очерка. Так, в очерке «Кормилец Севера» для описания зимнего времени В. Песков использует несколько микротекстов-пейзажей, в том числе следующий: «Но жизнь, когда присмотришься, здесь теплится и зимой. Воровски оглядываясь, песец пробежал. Ворон, скрипя пером, низко полетел куда-то по неотложному делу. Куропатки взлетели и сразу же растворились в белесой маскирующей мути».

Условия жизни также неоднократно описаны автором с помощью небольших микротекстов или вкраплений описаний деталей (В. Песков мастерски владеет именно деталью): «Но крайнюю приокеанскую тундру олени к зиме покидают. С первыми холодами начинают олени великие свои кочевья, идут проторенными тысячелетними путями...»

Другая функция пейзажа – быть одним из средств раскрытия характера героя. Особенно четко эта возможность прослеживается именно в путевых очерках В. Пескова, в произведениях которого главная роль отводится героям-животным, и их описание сопровождает практически каждый смысловой отрезок текста, иногда представляя собой целый микротекст, иногда являясь лишь отдельными вкраплениями в другой по смысловому назначению отрезок. Например: «Но надо в колючую, жесткую яму сунуть еще и морду . К этому олень тоже готов голова, губы и пространство между ноздрями покрыты у этого едока защитным, предохраняющим от ран волосом. Снег в полметра оленю не помеха».

Итак, обратите внимание, что микротекст-пейзаж – один из элементов, из которых складывается авторский почерк.

Кроме того, наличие в путевом очерке таких пейзажных зарисовок соответствует специфике жанра. С помощью пейзажей автор изображает то, что увидел, и детали увиденного составляют канву очерка. В портретном очерке одно какое-либо описание может стать главным, в путевом очерке – россыпь наблюдений на протяжении всего текста помогает воссоздать единую картину.

Одна из таких функций – подробное описание маршрута и всего увиденного на нем, то есть описание человека не является самоцелью, а подчинено общему замыслу автора.

В анализируемом тексте нет отдельных микропортретов человека. Зато к портретной зарисовке можно отнести описание оленей: «Но различаешь детали и видишь вдруг рядом с собой оленя, совсем не похожего на тех красавцев и гордецов, что ревут по лесам осенью. Приземистый , с тупорылой головой, которую украшают рога, непомерно большие, но какие-то тощие, причем выясняется: с рогами самки».

Не правда ли, замечательный портрет? Портрет, передающий и желание автора описать своих героев, и его чувства при виде их. В. Песков не только любуется сам, но и приглашает к этому читателей.

Особенности введения тех или иных микротекстов связаны с индивидуальностью автора, проявлением его авторского «я» , которое является существенной стилевой чертой жанра.

Среди всех жанров публицистики очерк – наиболее личностный жанр. Самая общая особенность его – это активность авторского «я», высокая степень участия его в развитии, в движении очеркового сюжета. Авторское «я» В.Пескова чувствуется практически в каждой строчке текста: «я нежданно нашел разгадку странного поведения их на Аляске»; «На Аляске у выхода в тундру из гор мы надеялись это зрелище поснимать» и др.

Функции авторского «я» многообразны. Вспомним информационные жанры, где автор выступает прежде всего свидетелем. В очерке можно выделить наряду с функцией автора-свидетеля еще и функции автора-исследователя и автора – лирического героя, что также влияет на содержание (смысловое, структурное и языковое) текста. Наглядно функции авторского «я» продемонстрированы в таблице.

Коммуникативное намерение

Способ выражения

обдумать

прокомментировать

сделать вывод

обобщение

размышление

И большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой , как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики .

Виды очерков

  1. Портретный очерк . Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.
  2. Проблемный очерк . Основная задача автора -- публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
  3. Путевой очерк . Сложился гораздо раньше,чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, о увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру: А. С. Пушкин , Радищев , («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. А. Бестужев , А. П. Чехов и другие. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.

Ссылки

Фундаментальная электронная библиотека: Литературная энциклопедия: Очерк . Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кордье, Анри
  • Кордюков, Тимофей Васильевич

Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

    очерк - очерк, а … Русский орфографический словарь

    ОЧЕРК - Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… … История слов

    Очерк - литературный жанр, отличительным признаком к рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего… … Литературная энциклопедия

    ОЧЕРК - ОЧЕРК, очерка, муж. (книжн.). 1. Контур, очертание. «Не подходи: обведена волшебным очерком она.» Баратынский. «Как нежны очерки лица и шеи белой.» Мей. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    очерк - Набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. эскиз... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. очерк набросок, абрис, эскиз, этюд, контур, книга; скетч, рисунок, силуэт, история,… … Словарь синонимов

    ОЧЕРК - 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления … Большой Энциклопедический словарь

    Очерк - 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; 2) публицистические, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и… … Энциклопедия культурологии

    очерк - ОЧЕРК, эссе … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ОЧЕРК - ОЧЕРК, а, муж. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого н. вопроса. О. русской истории. | прил. очерковый, ая,… … Толковый словарь Ожегова

    очерк - очерк, мн. очерки, род. очерков (не рекомендуется очерка, очерков) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    очерк - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Рубрика: роды и жанры литературы Род: публицистические жанры + эпические жанры Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Очерк истории культуры средневековой Японии. VII - XVI века , Н. И. Конрад. Книга академика Н. И. Конрада - глубокое и разностороннее исследование культуры средневековой Японии с древнейшего периода до начала XVI века. В поле зрения ученого - история и религия,…

Значение слова ОЧЕРК в Словаре литературоведческих терминов

ОЧЕРК

Эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр публицистики. (См. публицистика) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЧЕРК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЧЕРК в Литературной энциклопедии.
  • ОЧЕРК в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОЧЕРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого …
  • ОЧЕРК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее …
  • ОЧЕРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОЧЕРК, в худ. лит-ре одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преим. социальные проблемы. Публицистич., в т.ч. док., очерк …
  • ОЧЕРК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"черк, о"черки, о"черка, о"черков, о"черку, о"черкам, о"черк, о"черки, о"черком, о"черками, о"черке, …
  • ОЧЕРК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое литературное произведение, краткое описание фактов, событий, взятых автором непосредственно из самой жизни. Психологический очерк. Синонимы: нов"елла …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Словаре синонимов Абрамова:
    набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. книга, …
  • ОЧЕРК в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Лопатина:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    очерк, …
  • ОЧЕРК в Орфографическом словаре:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Ожегова:
    общее изложение какого-нибудь вопроса О. русской истории. очерк небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых) Документальный, публицистический, …
  • ОЧЕРК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    очерка, м. (книжн.). 1. Контур, очертание. Не подходи: обведена волшебным очерком она. Баратынский. Как нежны очерки лица и шеи белой. …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре Ефремовой:
    очерк м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее …
  • ОЧЕРК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Очертание, контур. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо. 3. Описание, исследование какого-либо вопроса, дающее общее …