Фантомас. Конспект урока по литературному чтению ВНЧ

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского “…Бы”.
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.
  • Воспитывать почтение, уважение к родителям.
  • Оборудование: Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

    2. Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

    Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

    Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех)

    Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (Добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения , а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

    Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира)

    Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

    Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (Злой)

    На какое произведение похожи эти истории? (Сатирические)

    Я.Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.

    Смешно вам будет над нами?

    Какой это смех? (И добрый и злой т.к. кто – то осуждает)

    На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое)

    Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

    Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)

    3. Сообщение темы урока.

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, познакомимся с новым рассказом В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа)

    А) Беседа.

    Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.

    А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

    Составление мини-рассказов.

    Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

    4. Изучение нового материала.

    А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского “… Бы”. (Пишу название на доске)

    А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.

    Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.

    Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый?

    Кому грустно, кому весело, почему?

    Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.

    Физкультминутка для глаз

    В) Анализ и разбор текста.

    1. Выборочное чтение.

    О чём мечтал мальчик?

    Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться)

    У вас бывают такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)

    Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им)

    Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха .

    Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

    Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика)

    Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой)

    Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них)

    2. Чтение по ролям. Инсценирование.

    Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

    Сколько героев нам надо?

    Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

    Остальные готовят рецензию.

    3. Беседа.

    Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают)

    Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем)

    Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая)

    Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее)

    Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра)

    2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.

    Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).

    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте,
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга
    Рядом с другом побудьте.
    Берегите друг друга
    Без притворства и лести,
    Берегите друг друга:
    Ненадолго мы вместе

    Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя)

    Как вы относитесь к мальчику?

    Оценивание.

    6. Рефлексия.

    Что вы поняли, прочитав рассказ?

    Изменится ваше отношение к родителям?

    7. Домашнее задание.

    Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать?

    Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.

    Урок№108 Дата: Литература
    Тема: В.Драгунский «Фантомас»
    Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.
    ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.Тип урока: формирование навыков и умений.
    Ход урока
    Орг.момент.
    Речевая разминка. Чтение скороговорки.
    Рыл крот огород,
    Подо рвом прорыл проход,
    Ровно выровнял проход
    На соседний огород.
    Лучше умственной зарядки
    Нет для взрослых и детей
    Кто играет с нами в прядки
    Тот становится умней.
    Найди зверей которые спрятались в строчках
    Промчались летние деньки,
    Увянут скоро васильки,
    Дышать легко, закат пылает,
    Прохладный вечер наступает
    Проверка Д/ЗСообщение темы и цели урока.
    - Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.
    3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.
    Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.
    Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.
    Словарная работа.
    Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.
    - Кто главный герой рассказа?
    - Зачитайте описание внешности учителя.
    - С кем велась переписка?
    - Как учитель помог ученику?
    5. Физминутка.
    6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.
    - К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
    - Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
    - Какой это рассказ? (художественный)
    - Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)
    - Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
    - А этот рассказ смешной? (да)
    Работа в парах.
    - От чьего лица повествует автор? Своё мнение обоснуй.
    - Это произведение входит в «Денискины рассказы»?
    - Каким ты представляешь себе Дениску?
    7.Подведение итогов урока.
    - Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?
    - Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.
    Игра на внимание. На доске иллюстрации:
    - Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.
    8. Рефлексия.
    Выберите и продолжите любое предложение:
    - На сегодняшнем уроке я узнал…
    - На уроке я похвалил бы себя за….
    - После урока мне захотелось…..
    - Сегодня я сумел…
    9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.


    Приложенные файлы

    Слайд №1. Драгунский

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о замечательном детском писателе Викторе Юзефовиче Драгунском . Родился Драгунский сто лет назад – 30 ноября 1913 года в Америке в городе Нью-Йорке, где жили его родители. Вскоре после его рождения родители вернулись на родину в Россию.

    Слайд №2. Молодой Драгунский

    Детство Виктора Драгунского пришлись на трудные послереволюционные годы, поэтому, чтобы помочь семье, он рано начал работать. Он трудился на заводе, перевозил пассажиров через Москву-реку на лодке, работал в шорной мастерской, где шил конские сбруи.

    С самого раннего детства Витя мечтал стать клоуном, чтобы веселить ребятишек шутками и прибаутками. Чтобы делать это профессионально Драгунский в 17 лет поступает учиться театрально-литературную мастерскую. По окончании в 22 года Виктор работает актером в театре Сатиры и Театре-студии киноактера.

    Слайд №3. Драгунский в кино

    Он организовывал театральные группы, с которыми он выступал пред зрителями. Они пели песни, разыгрывали веселые сценки, которые Драгунский писал сам. Он был и режиссером – постановщиком, и артистом.

    Слайд №4. Драгунский с парусником

    Часто в его квартире собирались друзья: артисты, писатели, циркачи. Они читали стихи, рассказы, разговаривали о новых книгах. Было очень интересно, весло и шумно.

    Особенно Виктор Драгунский любил играть роль Деда Мороза на новогодних утренниках, водить с детьми хороводы, вручать подарки.

    Слайд №5. Драгунский в костюме

    Но больше всего он любил выступать в Московском цирке клоуном. Он сам писал клоунады, песни, монологи, куплеты и с успехом их исполнял. Ему очень нравилось, когда его шутки веселили детей, и они радостно ему аплодировали, безудержно хохотали над его рассказами и просили рассказать ещё и ещё.

    Слайд №6. Драгунский читает рассказы детям

    И тогда Виктор Драгунский решил записать рассказы, с которыми он выступал перед детьми, и издать книгу.

    Слайд №7. Драгунский за столом

    Так в 1959 году он начал писать книгу под общим названием «Денискины рассказы», а в1961 году вышла первая часть книги под названием «Он живой и светиться». 16 рассказов, которые вошли в этот сборник, сразу же прославили его и сделали классиком детской литературы.

    Слайд №8. Книги Драгунского

    Главный герой рассказов – мальчик Дениска стал любимцем детей всей страны. Прототипом главного героя стал сынишка писателя Денис. У Драгунского было двое детей: сын Денис и дочь Ксения.

    Слайд №9. Дети Драгунского

    Многие истории, описанные в «Денискиных рассказах», на самом деле происходили с его сыном. А другие истории – это воспоминания писателя о своём детстве. Все рассказы у писателя разные: одни веселые, задорные, смешные, а другие грустные, заставляющие задуматься. Всего Драгунский написал 90 рассказов.

    Слайд №10. Дениска

    В них мы видим сначала маленького Дениску, дошкольника, затем он становится учеником младших классов. Но, не смотря на его проказы, шалости, видно, что Дениска добрый хороший мальчик, который любит своих родителей, умеет радоваться жизни, он верный товарищ и добрый друг.

    Ведущий: А сейчас, ребята, давайте познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Фантомас».

    Слайд №11. Фантомас из кино

    Слайд №12-19. иллюстрации к рассказу

    Чтение и обсуждение рассказа.

    Ведущий: Ребята, а какие ещё рассказы Драгунского вы читали? (ответы детей) А сейчас мы с вами проведем литературную викторину по произведениям В.Драгунского.

    Слайд №20. Книги Драгунского

    1-е задание: «Узнай рассказ».

    Участники должны угадать рассказ по его отрывку.

    1. «И тут Мишка говорит: «Не дашь самосвал?». Я говорю: «Отвяжись, Мишка!». Тогда Мишка говорит: «Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!». Я говорю: «Сравнил Барбадос с самосвалом…». А Мишка: «Ну хочешь, я дам тебе плавательный круг?». Я говорю: «Он у тебя лопнутый».

    («Он живой и светиться)

    2. «Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький – маленький и ужасно симпатичный.»

    («Надо иметь чувство юмора»)

    3. «Там за столом сидела Зинаида Ивановна, и она на машинке считала, кому сколько за квартиру платить. А когда она меня увидела, она, наверное, не сразу меня узнала, потому что я запачканный был прямо из грязной бочки, лохматый и даже кое-где порванный. Она просто обомлела, когда я упал к ней из окна, и она стала обеими руками от меня отмахиваться. Она кричала: «Что это? Кто это?»

    («Удивительный день»)

    4. «Я сказал: «Папа! Ты не знаешь самую главную новость: на больших Зондских островах живут маленькие буйволы. Они, папа, карликовые. Называются кентусы. Такого кентуса можно в чемодане привезти!» «Ну да? – сказал папа, – Просто чудеса! Дай спокойно почитать газету, ладно?»

    («Профессор кислых щей»)

    5. «Там народу было видимо –невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек пятьдесят. И ещё было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка. И мы все очень веселились и танцевали.»

    («Кот в сапогах»)

    6. «А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал…Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.»

    «Тайное становится явным»

    2-е задание «Викторина»

    1. Как звали лучшего друга Дениски? (Мишка)

    2. На что Дениска променял самосвал? (на светлячка)

    3. Почему Дениска считал, что светлячок лучше любого самосвала на свете? (потому что он живой и светится)

    4. Решите задачку Дениса: как разделить два яблока на троих поровну? (сварить из них компот)

    5. Где спрятался Дениска от папы и Мишки? (за вешалкой)

    6. Как Дениска с друзьями назвали космическую ракету? (Восток – 2)

    7. Почему рассказ называется «Удивительный день»? (потому что в этот день в космос полетел второй космонавт Герман Титов)

    8. Ребята, как выдумаете звание «профессор кислых щей» это обидно или нет?

    9. Какой карнавальный костюм получился у Дениски? (кот в сапогах)

    10. Почему Дениска забыл, что нужно сделать костюм для утренника? (мама уехала и он скучал по ней)

    11. Что сделал с кашей Дениска? (посолил, посахарил, добавил хрена, выбросил в окно)

    12. Как тайное стало явным? (пришел милиционер с гражданином)

    3-е задание «Литературное лото».

    Участники должны угадать рассказ по иллюстрации.

    Слайд №21. «Тайное становится явным»

    Слайд №22. «Удивительный день»

    Слайд №23. «Кот в сапогах»

    Слайд №24. «Заколдованная буква»

    Слайд №25. «Хитрый способ»

    Слайд №26. Драгунский

    4-е задание «Что ты знаешь о писатели В.Драгунском?».

    1. Где родился писатель? (в Америке, в Нью-Йорке)

    2. В каком городе жил и работал Виктор Драгунский? (в Москве)

    3. Почему Драгунский назвал своего героя Дениской? (в честь сына Дениса)

    4. Кем Драгунский выступал на арене Московского цирка? (клоуном)

    5. Как называется первая часть книги «Денискины рассказы»? («Он живой и светиться»)

    6. Какого героя играл Драгунский на детских новогодних утренниках? (Деда Мороза)

    Ведущий: Умер Виктор Юзефович Драгунский в 1972 году в возрасте 59 лет. У него был очень большой запас творческих фантазий и очень жаль, что он не успел рассказать о них. Но нам остались веселые добрые рассказы о Дениске, его семье, его друге Мишке, о смешных историях, произошедших с ними. На этих рассказах выросло не одно поколение читателей, ни один из которых не остался равнодушным к его историям.

    Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Фантомас» — обычные московские школьники. В те времена, о которых говорится в рассказе, был очень популярен фильм «Фантомас», в котором таинственный злодей в маске все время подбрасывал героям фильма угрожающие записки в самых неожиданных местах.

    Подражая Фантомасу, ребята тоже стали писать похожие записки, подбрасывая их местным жителям. В результате, с ребятами провел беседу местный участковый, который сказал, что эта игра бессмысленна, потому что она ничего не развивает в детях.

    Постепенно интерес к игре угас, но, спустя какое-то время, таинственный Фантомас вновь активизировался. Он стал писать угрожающие записки старому учителю, жившему в доме одного из героев рассказа. Записки эти Фантомас подвешивал к почтовому ящику учителя.

    Но учитель не испугался содержания записок. Более того, он красным карандашом исправил в первой записке все ошибки, внизу написал свои замечания и поставил жирную красную единицу. Фантомас не замедлил с ответом, но учитель нашел и во второй записке ошибки, и снова написал замечания, на этот раз поставив неграмотному Фантомасу двойку.

    Между Фантомасом и старым учителем завязалась своеобразная переписка, которой, казалось бы, не будет конца. Но однажды в классе был проведен диктант, который по мнению учеников был очень трудным. Многие из них получили неудовлетворительные оценки. И только про Мишу Слонова учительница сказала, что он написал диктант более-менее прилично.

    А на следующий день на двери старого учителя появилась записка от Фантомаса, в которой тот благодарил учителя и сообщал, что впервые в жизни сумел получить тройку по русскому языку.

    Таково краткое содержание рассказа.

    Главная мысль рассказа Драгунского «Фантомас» заключается в том, что безграмотный человек не может претендовать на уважительное и серьезное к себе отношение. Старый учитель это хорошо понимал, поэтому он не испугался записок таинственного Фантомаса, увидев, насколько безграмотно тот пишет.

    Рассказ учит ответственно подходить к учебе, стремиться к знаниям и не увлекаться глупыми и бессмысленными играми.

    В рассказе мне понравился старый учитель, который научил уму-разуму безграмотного Фантомаса.

    Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Фантомас»?

    Играй, да не заигрывайся.
    Грамоте учиться всегда пригодится.
    Что у глупого на уме, то и на языке.