Использование синтезатора в работе со смешанным ансамблем в дши в процессе музыкально-творческого развития школьников. Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся дмш

Прокопенко Елена Валерьевна
Должность: педагог, концертмейстер
Учебное заведение: Березовское муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств пос. Монетный"
Населённый пункт: поселок Монетный Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Березовское муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Монетного

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Некоторые особенности работы над фортепианным

ансамблем в младших и средних классах ДШИ»
Исполнитель: Прокопенко Е.В. преподаватель
2013 г.

Пояснительная записка
Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе, повышению коммуникабельности учащихся. Цель данной работы - раскрыть некоторые особенности и принципы работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ. Особенность данной разработки в том, что она построена целиком на моем опыте работы педагогом отделения «Музыкальное искусство» в детской школе искусств. Свои наблюдения я дополняю практическими примерами работы (фрагментами уроков) с учащимися, проходящими обучение в ДШИ п. Монетного в 2010-2013 уч. г. Данная разработка будет полезна начинающим преподавателям в классе «Фортепиано», работающими в детских школах искусств. 3

Работа с фортепианным ансамблем учащихся младших классов.
Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся предлагается играть простую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях (Т-Д-T), (Т-S-Д-Т). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям, это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще очень малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему взаимопониманию педагога и ученика. Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать, готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом; некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя ученика к совместному исполнительству. На мой взгляд, это можно сделать следующим образом. - для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, уточнить у него готовность к этому; - изначально педагогу следует исполнять только фрагменты аккомпанемента, например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано», постепенно добавляя оставшиеся элементы фактуры; - специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявлял в ней сходства и отличия с партией ученика. Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре «вторых» партий, в то время, как педагог будет играть первую. Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя разнообразный материал для игры в четыре руки. Для практических занятий можно рекомендовать следующие сборники: Геталова О., Визная И. «В музыку-с радостью»; Королькова И. «Крохе-музыканту», Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помает получить представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником. 4
При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал. Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя «опытным наставником» для младшего партнера. Он даже берет на себя некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления и т.п. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что в таком дуэте участники заинтересованы друг в друге, поэтому результативность их работы – выше. На данном этапе продолжает формироваться навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом. От теории перейдем к практике. Объединение учащихся Чечеткиной П. и Шабалиной В. в дуэт состоялось раньше, когда одна из участниц была ученицей I класса, а другая – посещала детский сад. Можно сказать, объединение было вынужденной мерой, так как сверстников в их классах по фортепиано не было. Разница в возрасте им не помешала формированию дуэта, наоборот, повысила интерес друг к другу, как к будущим партнерам в ансамбле. Учащиеся психологически были готовы к совместной работе, им хотелось играть вместе! До это времени у учащихся уже был достаточный опыт игры в ансамбле с педагогом. Поэтому им уже были известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Но –раньше за этим в основном следил педагог, а теперь они должны себя самостоятельно контролировать. Первым, совместно сыгранным, произведением данного дуэта была французская народная песня в переложении В. Игнатьева «Большой олень». Работа строилась следующим образом. Пьеса была выбрана по обоюдному согласию будущих исполнителей, то есть эмоциональный отклик был сформирован еще до совместной игры, что немаловажно на начальном и последующих этапах обучения. Первый показ произведения педагогом 5
(совмещенное исполнение обоих партий) также вызвал только самые положительные эмоции. Состоялась беседа о произведении, о специфике его исполнения, были определены характер музыки, значение и функции каждой партии. Учащимся было объяснено, что это - песня, так как имеется прилагаемый текст, есть запев и припев. Шутливый характер мелодии возложен на первую партию, исполняемую преимущественно приемом staccato. Первая партия является солирующей, нотный материал второй партии в запеве напоминает сопровождение к танцу (к польке), в припеве становится более мелодичным. Басовые темы, проходящие в обеих руках по очереди, должны быть обязательно проинтонированы исполнителем. На протяжении всего произведения берется педаль для придания законченности, концертности звучания. Учащиеся самостоятельно разбирали текст партий в ходе домашней работы. Проверка результатов проводилась в классе, на индивидуальных занятиях, целью которых было грамотное исполнение нотного текста, аппликатуры, штриховых обозначений, агогики. При этом педагог при каждом удобном случае подыгрывал партию будущего партнера, подготавливая тем самым ученика к слышанию всей партитуры произведения. После этого началась работа над совместным исполнением. На первой же репетиции возникла проблема совместного начала и окончания. Поэтому одновременному вступлению пришлось учиться с помощью ауфтакта. Надо отметить, что «ответственность» за это с удовольствием приняла на себя ученица II класса. Ее младшая «коллега» быстро уяснила для себя, что ни в коем случае нельзя начинать и заканчивать играть, не дождавшись при этом своего партнера. Развитие первоначальных ансамблевых навыков проходило следующим образом: - солирование в данном примере целиком получено первой партии, т.к. в ее исполнении звучит мелодическая линия. Но «солисту» следует помнить, что любое форсирование звука – недопустимо, особенно при нюансе «форте», стоящем в припеве произведения; - аккомпанирование полностью возложено на вторую партию. Сложность в данном примере состоит в том, что фактура второй партии гораздо плотней, чем у первой, поэтому велика вероятность нарочито громкого ее исполнения. Здесь важно воспитывать у ученицы умение отойти на «второй» план, не взирая на достаточную сложность своей партии, владеть ею настолько непринужденно и легко, чтобы у нее была возможность слышать прежде всего материал первой партии, исполняя при этом свою. Работа над концертным исполнением включает в себя: умение контролировать учащимися решения всех художественных и технических 6
задач. Добиться этого позволяет досконально проработанный и проученный текст каждой партии с учетом всех особенностей. Например, учащаяся, работающая во второй партии, отрабатывала легкость и непринужденность своей игры, пропевая голосом мелодию со словами, т.е. учила произведение, как песню под собственный аккомпанемент. Исполнительница первой партии непрестанно отрабатывала точность исполнения всех штрихов (стаккато, нон легато) и выразительность собственной игры. Непрерывности исполнения можно добиться, вырабатывая умение исполнять произведение с разных мест (индивидуально и в ансамбле). Очень важна также и исполнительская практика. Задача: играть как можно чаще и больше – перед любой аудиторией, участвовать, по возможности, во всех мероприятиях, проводимых ДШИ. Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле учащиеся должны владеть развитыми навыками ансамблевого мышления: - умение вместе вступать и заканчивать произведение; - умение играть вместе; - обладать ритмическим и темповым единством; - понимать функции своей партии. Отмечу, что первый опыт совместной игры моих учениц оказался очень удачным. Теперь они буквально не представляют свою учебу в школе без игры в ансамбле друг с другом. За полтора года они успели подготовить и успешно выступили с такими произведениями, как: чешская народная песня «Мой конек», «Марш» Л.в. Бетховена. В настоящее время идет работа над «Хором охотников» (из оперы «Вольный стрелок» К.М. Вебера). Исполнительское мастерство, чувство партнерства развивается и крепнет, сформировался стойкий интерес к совместному исполнительству.
Работа с фортепианным ансамблем учащихся средних классов.
На данном этапе немаловажную роль играет личная заинтересованность учащихся, возможность реализовать приобретенные ими навыки и умения на публичных выступлениях. Поэтому на первом занятии обсуждаются перспективы выступлений дуэта. Далее идет подбор репертуара, всестороннее изучение выбранной музыки, которое включает в себя знакомство с биографией композитора, поиск и прослушивание фонограмм исполняемого произведения, других сочинений этого автора, близких по стилистике. Учащиеся IV класса Веньгина П. и Хусаинова А., на протяжении двух лет, играющие вместе, в свое время овладели всеми необходимыми первоначальными навыками, необходимыми для формирования крепкого, полноценного фортепианного ансамбля, что подтверждают их успешные 7
выступления на конкурсах различных уровней. В то же время, ученицы понимают – как много нужно работать, каждому в отдельности и совместно, для достижения качественных результатов. При этом каждое новое исполняемое произведение – еще одна ступень к вершинам мастерства игры в ансамбле. Именно таким образом строилась работа над «Музыкальным моментом» (f-moll) Ф. Шуберта (переложение для исполнения в 4 руки, тональность g-moll). После прослушивания фонограммы учащиеся признались в том, что им нравится это произведение и они хотели бы исполнять его. Это важно, так как положительный эмоциональный отклик на музыку будет являться хорошим стимулом в работе, особенно на начальном этапе, когда идет изучение нотного текста, штрихов, агогики, динамики. Немаловажно и то, что исполнительская планка в данном случае поднимается, так как ученицы будут исполнять шедевр популярной классической музыки. Однако этот же факт может привести и к негативному эффекту. Трудности, с которыми ученицы могут столкнуться в работе над таким серьезным материалом, требования к его исполнению, могут охладить желание его играть. В данной ситуации выручало регулярное прослушивание фонограмм, особенно в различных интерпретациях, убеждая учащихся в необходимости работать и стремиться к поставленной цели. Перед началом работы над каждой партией в отдельности, был проведен подробный разбор произведения, а именно: характер исполняемой музыки – легкий, воздушный, танцевальный и, вместе с тем, лиричный. Музыкальное содержание – яркая, запоминающаяся мелодия в сопровождении легко и остро звучащего аккомпанемента. Первая партия является, безусловно, солирующей на протяжении всего произведения, так как исполняет мелодическую линию (правая рука) в сопровождении подголосков (левая рука). Сложность исполнения заключается в часто изменяющейся манере игры - с легкой и отрывистой на глубокую и протяжную, кроме того, должно быть проинтонированное, но не вязкое по звуку исполнение шестнадцатых длительностей. При этом важно еще и точное следование за динамикой, в соответствии с характером исполняемой музыки. Все вышеперечисленное требует от исполнителя большого терпения, огромной работоспособности, а также внимания, так как любое его ослабление ведет к ошибкам в трактовке произведения, что совершенно недопустимо. Вторая партия является аккомпанирующей, но ее исполнение не менее ответственно. Прежде всего, следует овладеть приемом staccato, сохраняющимся на протяжении всего произведения. Необходимо найти нужную окраску звучания, руководствуясь характером исполняемой музыки. Невзирая на однообразие фактуры, материал второй партии следует исполнять также выразительно, как и первой. 8
Педаль следует брать по принципу полупедали. При нюансе «пианиссимо» возможно нажатие и левой педали. В функции исполнителя второй партии входит пристальное слежение за постановкой темпа прежде всего в своей партии, так как любые его изменения могут сказаться пагубно на звучании всего произведения в целом. С учетом вышеперечисленных особенностей произведения и строилась работа над его совместным исполнением. Требования были следующие. Учащийся должен: - иметь возможность играть вместе: от начала и до конца. Во время индивидуальных занятий педагог, по мере возможности, подыгрывает другую партию, готовя слух ученика к совместному исполнению; - уметь быстро реагировать на любые изменения в игре партнера. Умение вести себя в любых ситуациях также формируется на индивидуальных занятиях, когда в роли партнера по ансамблю выступает педагог. Во время совместного исполнения с учеником, педагог намеренно прекращает исполнение своей партии, добиваясь того, чтобы ученик продолжал играть, не взирая ни на что. Таким образом, ученики со временем начинают правильно реагировать на ошибки со стороны партнера и овладевают умением подхватить свою партию в любой момент; - уметь слышать и выстраивать фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнера (ритмически, фактурно, динамически, по темпу), а также уметь целостно воспринимать исполняемое произведение. Рекомендации педагога могут не всегда выполняться из-за неумения на данный момент справиться с поставленной задачей, ее ошибочного понимания или просто нежелания ее выполнять. Помочь педагогу могут видеозаписи совместного исполнения. Этот метод достаточно эффективен, он позволяет учащимся увидеть и услышать себя со стороны, осознать свои ошибки, а также найти пути их совместного устранения осознанно, а главное - охотно. Таким образом, на данном этапе обучения игры в ансамбле учащимся необходимо: 1. Постоянно совершенствовать ранее приобретенные навыки ансамблевой игры, таких как: - умение слушать мелодическую линию, играть ее выразительно; - умение грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; - умение совместно работать над динамикой, ритмом, темпом, фразировкой. 2. Уметь анализировать музыкальное произведение, его содержание, стилевые особенности. 9
3. Иметь ясное представление о звуковом балансе, т.е. распределении звука между партиями. 4. Развивать навыки тонного прочтения авторского текста. 5. Развивать музыкальное мышление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью работы детской школы искусств является общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых ее различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся, наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 2. Вопросы музыкальной педагогики – сборник статей под ред. В.Натансона. М.: Музыка, 1971. 3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979. 4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. 5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Французская народная песня «Большой олень» (переложение В. Игнатьева». 2. Ф. Шуберт «Музыкальный момент» (фа-минор). 12


Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

Методическая разработка:
« Работа над ансамблями как
одна из форм развития
интереса в обучении музыке
детей со средними данными.»
Преподаватель первой
квалификационной категории
Рапецкая Лариса Викторовна

Добрянка
2010 г.

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех преподавателей. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя- музыканта нечем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходиться наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов.
В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. Особое значение приобретают три звучания:
-каждого инструмента в отдельности;
-в ансамбле;
-всего ансамбля.
Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, ее динамикой. Смычковая лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты понимают, что такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы и обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.
Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.
Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.
Для успешного усвоения всех этих задач возможно применение синтезатора на уроках.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль – самая трудная задача в процессе обучения, и синтезатор здесь – незаменимый помощник. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
Какие же возможности открываются при использовании синтезатора на уроках? Струнные, духовые инструменты получают возможность звучания с аккомпанементом различными вариантами ансамблей, стилями и ритмами.
Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами, даст несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера. Примером может служить произведение на известные французские мелодии (обработка Морозовой С. И.)
«Попурри».
Для основной массы учеников школы исполнение сольных концертов с оркестром на сегодняшний день остается недостижимой мечтой. Здесь синтезатор мог бы помочь: если и не полностью имитировать оркестр через воспроизведение компьютерного Midi файла, то создать иллюзию оркестрового ансамбля, записав партию оркестра в память.
Концерты классных ансамблей, которые есть у каждого педагога школы, могут превратиться в настоящие «художественные вечера», удивляя разнообразием возможностей. Игра в ансамбле с различными тембрами синтезатора возможна даже для начинающих учащихся. Спандевеккиа. Добрый жук.
Искусство «живой» игры на синтезаторе в концертной практике, когда все звуки рождаются исполнителем непосредственно в момент исполнения, - состоит из двух этапов.
1) Подготовка синтезатора для исполнения конкретного произведения, которая включает выбор необходимых стилей и тембров. Создание и занесение в регистрационную память настроек для всех частей формы музыкального произведения.
2) Умение играть нужным для каждого тембра фактурой и штрихами, умение точно переключиться с одной настройки на другую, создавая драматургически выстроенное по форме музыкальное произведение.

Для концертного использования любого репертуара требуется творческое отношение учеников и преподавателя к выбранному материалу.
Автоаккомпанемент синтезатора – это главный помощник, который полностью подчиняется исполнителю. Придумать для него роль в каждом конкретном произведении – задача ученика и педагога.
На основе репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. В репертуаре учащихся должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика.

Литература: В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».
Г.М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».
В.Г. Пешняк «Курс игры на синтезаторе».
И. Шавкунов «Методика игры на синтезаторе».
Полный текст материала Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Воспитание детей на народных музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамбль является одним из предметов, входящих в цикл дисциплин в ДШИ и ДМШ, цель которого – повышение качества подготовки учащихся и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. Возраст учащихся ДШИ и ДМШ наиболее благоприятен для освоения нового материала, учитывая способность к обучению и приобретению навыков детей младшего и среднего школьного возраста. При условии охвата всего комплекса специальных дисциплин, музыкальное развитие учеников выходит на более профессиональный уровень и формирует необходимый для исполнительской деятельности комплекс знаний, умений и навыков с самой первой ступени обучения.

Введение в учебный план дисциплины «Ансамбль» позволяет обеспечить сбалансированность профессионально-исполнительского развития учащихся. Работа в данном направлении, помимо чисто музыкального развития ученика, способствует его личностному развитию: воспитывается чувство ответственности перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение понимать эмоциональные состояния других людей и откликаться на них. Кроме того, в процессе коллективного творчества ребенок приобретает навыки общения в социуме в рамках культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения и вырабатывает приоритеты в общении со сверстниками.

Дисциплина представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально-групповой форме обучения. Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальный подход к ученику – участнику ансамбля и индивидуальное изучение партий, а групповая форма состоит в руководстве музыкальным взаимодействием участников ансамбля. В результате прохождения курса ученики должны иметь слуховое представление о типах ансамблей, знать закономерности исполнения, уметь соразмерять собственные возможности с возможностями других участников ансамбля, а также с музыкальными и эмоционально-образными задачами.

Существующий принцип подбора участников ансамбля по соответствию уровня музыкальной подготовки и владения инструментом с учетом межличностных отношений участников ансамбля в принципе верен, но, в условиях ДШИ и ДМШ не всегда выполним. Кроме того, включая в состав ансамбля менее подготовленных в исполнительском плане учеников, возможно значительно повысить их мотивацию к занятиям, самооценку, а также уровень музыкального развития. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах (испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя- солиста). В данном случае необходимо подобрать партию, с которой менее подготовленный ученик сможет справиться (при необходимости можно сделать авторские аранжировки).

Формирование межличностных отношений также целесообразно использовать в воспитательных целях и в целях социальной адаптации детей. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Однако создание такого коллектива достаточно трудная задача. Педагог, контролируя и направляя общение учеников, разъясняя принципы и задачи позитивных отношений в коллективе вне зависимости от личных приоритетов и их влияние на качество работы коллектива в целом, кроме своих прямых задач музыкального обучения выполняет задачи личностного воспитания. Таким образом, в развитии учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль» можно выделить два основных направления: 1 – профессионально-исполнительское развитие; 2 – личностное развитие.

К профессионально-исполнителькому развитию относится воспитание музыкальных способностей, такие как: чувство ритма, гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство партнѐра (совместное создание и умение слышать партию единой музыкальной палитры), чтение с листа, умение держать свою партию правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой, формы и характера.

Ритм, ощущение метроритма - тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Как правило, у участников детских ансамблей по-разному развито чувство ритма и менее «ритмичные» участники ансамбля тянуться к более сильным в ритмическом отношении, что способствует более быстрому развитию чувства ритма и более успешному формированию учеников. Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в значительно большей степени, чем сольное исполнительство. Разделение музыки на партии создает трудности понимания учеником музыкального произведения в целом. Развитие мелодического слуха даѐт возможность исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения. В вопросе развития гармонического слуха ансамблевая форма игры также оказывается целесообразной и необходимой, так как воспроизведение ансамблем многоголосия, аккордовой вертикали позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки, что создает наиболее благоприятные условия для развития гармонического слуха. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию.

Чувство партнѐра - необходимое условие успешного ансамблевого исполнительства, умение слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать партнера по ансамблю, в то же время исполнять свою партию свободно, корректировать звук, характер исполнения в соответствии с общими задачами и конкретными условиями конкретного исполнения, стремясь к созданию единым коллективом единого произведения. Впоследствии, приобретенные умения переносятся и на сольное исполнительство, значительно повышая качество игры за счет переноса приемов ансамблевой игры на работу с концертмейстером. Чтение нот с листа на уроках ансамбля проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа, увеличивает ответственность за правильность текста, способствует приобретению умения, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам.

Чтение нот с листа в ансамбле наглядно показывает недопустимость поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Приобретается умение пропускать неудавшийся текст и своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале. Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность ансамбля и мешает партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения. Синхронность является первым техническим требованием игры.

Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. Как правило, приобретенные приемы точного исполнения штрихов и динамических оттенков в ансамбле учащийся начинает применять в своих сольных произведениях, что способствует повышению качества исполнения в целом.

К личностному развитию относится воспитание личностных качеств: чувства ответственности, чувства коллектива, коммуникативные умения. Ансамблевые занятия стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививают любовь к коллективному творчеству; развивают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления. Понимание исполняемого произведения, положительные эмоции, вызываемые им, создают атмосферу коллективного творчества, необходимого для эффективных занятий и повышения качественного уровня исполнительской деятельности коллектива.

Коллективное музицирование является одной из форм общения, способствующей решению многих психологических проблем: застенчивость, неусидчивость, эгоизм, неуверенность, безответственность и т. д. Кроме того игра в ансамбле объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах; у детей появляются ответственность за посещение репетиций, своевременное выучивание и правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность; вырабатывает коммуникативные умения, умение ценить работу партнера, понимание необходимости уважительного отношения к членам коллектива, взаимовыручки, взаимопонимания, без которых невозможно достижение поставленной цели, что, в конечном итоге способствует социальной адаптации личности ребенка в условиях положительного опыта дружеского и творческого общения со сверстниками, младшими и старшими товарищами и педагогами.

Таким образом, коллективные формы музицирования в ДШИ и ДМШ способствуют установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений; способны значительно повысить заинтересованность учащихся и имеют большое значение в плане общего музыкального развития, а также играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития.

Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, умением слушать и понимать музыку. Работа с учащимися в ансамбле не только полностью отвечает целям и задачам учебно-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ, но и значительно повышает его эффективность. Следовательно, занятия в ансамбле можно назвать одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся.

Список литературы

1. Драгайцева О.В. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005

2. Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися sib- artforum.ru›2012_teacher_public/2012_ARTICLE/…

3. Краснова Н.В. Методическая разработка по теме «Ансамблевое музицирование» nsportal.ru›…2013/04/17/ansamblevoe-muzitsirovanie

4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. -М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Пода Ирина
Использование синтезатора в работе со смешанным ансамблем в ДШИ в процессе музыкально-творческого развития школьников

Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия XX века отразилось во всех сферах человеческой деятельности. Не избежала влияния технического прогресса и музыкальная культура . Современную жизнь сопровождает безбрежный поток самой разной музыки . Научить подрастающее поколение ориентироваться в этом разнообразии жанров и стилей, привить детям с самого раннего возраста хороший музыкальный вкус – вот что является главным направлением всей сегодняшней профессиональной музыкальной педагогики .

Одной из задач нового этапа развития стало преодоление разобщения двух компонентов культуры : классического наследия и современных технологий, путем их взаимообогащения и создания целостной культуры на новом этапе развития цивилизации . В связи с этим актуальным становится привлечение средств мультимедиа в процесс совершенствования профессиональной подготовки музыкантов . Введение интерактивных технологий в процесс музыкально-творческого развития школьников давно стало непременным условием развития педагогической практики.

Игра в ансамбле музыкально-творческого развития школьников в процессе обучения в ДШИ . Приобщение к музыкальной культуре посредством знакомства с разнообразной музыкой , с творчеством композиторов разных стран и эпох, формирование основных музыкальных способностей в процессе коллективного исполнения – вот основная цель музыкального обучения в классе ансамбля .

Новизна предложенной разработки заключается во внедрении интерактивного принципа музыкального обучения в педагогическую практику музыкантов , посредством использования синтезатора в составе смешанного ансамбля . Такой дифференцированный подход к обучению позволяет наиболее широко ознакомить учащихся с основными компонентами музыкального языка и средствами музыкальной выразительности .

Включение симфонических и народных инструментов в состав смешенного ансамбля расширяет тембровую палитру, увеличивает динамический размах звучания, более активно развивает музыкальные способности учащихся, способствует формированию широкого круга интересов и воспитанию художественного вкуса в целом. Единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач обучения :

1) Освоение исполнительской техники ;

2) Овладение навыкам игры в ансамбле ;

3) Изучение художественных возможностей наличного инструментария;

4) Совершенствование в практической музыкально - творческой деятельности;

5) Ознакомление с основными компонентами музыкального языка ;

6) Получение базовых теоретических знаний.

Основной организационной формой учебного процесса являются групповые занятия и самостоятельная домашняя подготовка, а способом проверки результатов – участие в концертных выступлениях, фестивалях и конкурсах.

В перспективе данный метод работы со смешенным ансамблем может стать одним из самых действенных способов развития музыкально -творческих способностей учащихся. Степень его практической реализации очень высока, так как наличие в каждой школе искусств одного или нескольких ярких, мобильных концертных коллективов отвечает современным требованиям, предъявляемым ко всем педагогическим коллективам города. В целях обмена опытом, а так же дальнейшего распространения в других образовательных учреждениях данного метода и была написана эта работа .

Особенности работы со смешанным ансамблем .

Многие выдающиеся педагоги, музыканты и философы отмечали ведущее значение творческого начала в музыкальном воспитании . Развитие музыкально -творческих навыков является необходимейшим этапом наряду с исполнением и слушанием музыки (Б. Асафьев) . Вместе с тем в сложившейся практике массового музыкального образования внимание уделяется главным образом развитию музыкального восприятия , а детское творчество трактуется лишь как исполнительское .

В системе дополнительного образования это можно объяснить целым рядом причин. Во-первых, это отсутствие направленности на формирование способностей к музицированию, подчинение практики ученика задачам формирования частных исполнительских способностей . Во-вторых, освоение традиционных механических инструментов требует значительных затрат времени и сил на освоение технических задач, отодвигая таким образом творческую работу на второй план . И, наконец, третьей причиной можно назвать недостаточность и бессистемность педагогических разработок в данной области .

Слушание музыки , пение в ансамбле или хоре , игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкально -творческой деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько квалифицированно и умело они применяются. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте.

Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно» . «Все жанры хороши, кроме скучного» , - говорил некогда Вольтер. Если педагогу удается вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, – необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Мы знаем, что ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и при любом уровне владения инструментом. В каждой школе искусств существует множество разнообразных ансамблей , начиная с дуэтов и заканчивая массовыми сводными коллективами. Но зачастую они формируются по классическим принципам (струнные ансамбли , духовые, народные, фортепианные и вокальные, что продиктовано академической программой. Такой подход уже давно устарел, необходимо искать новые методы работы с инструментальными коллективами, одним из которых может стать создание смешанных ансамблей . В состав подобных коллективов могут войти любые инструменты : клавишные, струнные, духовые, электроакустические. Здесь все будет зависеть от выдумки, творческой фантазии и изобретательности руководителя, естественно, ограниченной здравым смыслом и практической целесообразностью. В качестве примера можно привести несколько наиболее часто встречающихся составов смешанных ансамблей :

1) аккордеон, флейта, скрипки, синтезатор ;

2) скрипки, флейты, синтезатор ;

3) баян, домра, синтезатор ;

4) фортепиано, флейта, синтезатор ;

5) домра, флейта, синтезатор ;

6) фортепиано, аккордеон, синтезатор и т . п.

Кроме инструментального состава, подбор участников ансамбля должен осуществляться и по уровню подготовленности учащихся. Участники ансамбля должны быть равны по своей музыкальной подготовке и владению инструментом, в этом случае занятия проходят более результативно и интенсивно. Необходимо учитывать и морально-психологический климат в коллективе, только благоприятные межличностные отношения участников ансамбля станут залогом успеха.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки : неумение держать темп, метр, соблюдать ритм, агогику. Для более успешного усвоения этих задач возможно применение в смешанном ансамбле синтезатора . Его многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент приближает звучание камерных ансамблей к оркестровым коллективам, а ритмические сбивки, заложенные в его памяти, оживляют звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха – самая трудная задача в процессе обучения . Играя в ансамбле с синтезатором струнные , духовые, клавишные инструменты получают возможность звучания с различными вариантами ансамблей , стилями, ритмами. Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом дает несравнимо большие навыки ансамблевой игры , нежели игра под аккомпанемент концертмейстера.

Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность, то есть совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей . В области темпа и ритма индивидуальность исполнителей сказывается очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность, что тут же улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение и гармония искажаются. В решении этой проблемы важную роль может сыграть использование синтезатора . Задаваемый им единый темп, метр, ритм поможет лучше организовать совместное исполнение и послужит важным инструментом при создании аранжировки. В качестве примера можно привести пьесу Р. Бажилина «Бабочки» .

Так же немаловажно при игре в игре ансамбле соблюдение штрихов . Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли , нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. В смешанном ансамбле , в состав которого входят клавишные, струнные и духовые инструменты, необходимость работы над штрихами становится важнейшим приоритетом. Единство звучания в каждой отдельной партии и в ансамбле в целом определяет строение музыкальной речи , ее «синтаксис » . Использование сочетания различных технических приемов, характерных только для определенного вида инструментов, лишь украсит звучание ансамбля и придаст яркость общему художественному замыслу. Например, использование в партии аккордеона приема игры мехом в пьесе Р. Бажилина «Танец лягушат» .

Не маловажную роль в создании художественного образа играет построение единой фразировки. «Фразировочные» или «смысловые» лиги должны подчиняться общему творческому замыслу, живая фраза – это искусство агогики. Грамотное интонирование мотивов, выстраивание развития музыкальной мысли , подчинение развития каждой партии общему художественному замыслу – вот задачи которые должен ставить перед собой педагог-руководитель ансамбля . Примером можно назвать французский вальс «Anette» . Таким образом, работа над единым звучанием ансамбля помогает индивидуальному творческому развитию каждого участника . Однако все музыкально- исполнительские трудности , преодолеваемые педагогом-руководителем ансамбля на практике , являются лишь инструментами для выполнения более важных задач ставящихся в процессе обучения игре в ансамбле .

Одной из немаловажных составляющих процесса работы с ансамблем является подбор репертуара. Необычайное многообразие и постоянное обновление звукового материала не должны затруднять его выбор. В репертуар школьного ансамбля можно включить музыку самых разных жанров : классическую, народную, эстрадную. Каждый педагог должен опираться на свой художественный вкус и здравый смысл, ведь не все произведения будут звучать в переложении для детского смешанного ансамбля одинаково хорошо . Особенно это касается классических произведений, ведь их аранжировка требует бережного отношения и должна опираться на академические каноны, как например, в пьесе Ж. Оффенбаха «Баркарола» и в Хоре из оперы «Набукко» Дж. Верди. Важность обращения к классическому репертуару обусловлена, прежде всего, его художественной ценностью. Обращение к классике обогащает музыкальный и эстетический кругозор ученика.

Введение в состав смешанного ансамбля клавишного синтезатора позволяет в значительной мере расширить репертуарный список, включив в него целый пласт музыкального материала , ранее не использованного в процессе академического обучения. Это так называемая популярная эстрадная музыка . Своими корнями этот музыкальный стиль уходит далеко в глубь веков. По большому счету родоначальницей всей современной популярной музыки можно считать музыку народную , так как оба эти жанра работали в одном направлении – были призваны заполнять досуг, развлекать или служить каким–либо другим прикладным целям. Наиболее яркие популярные мелодии – современные или прошлых лет могут войти в репертуар современного детского инструментального коллектива.

В XX веке композиторами было создано огромное количество музыкальных произведений эстрадного направления. Это : эстрадные песни, танцевальная музыка , музыка кино . Знакомство с этими жанрами просто необходимо для расширения творческого кругозора учащихся, ведь на индивидуальных занятиях они осваивают только классический музыкальный репертуар . Исполнение произведений эстрадного направления призвано обогатить концертную программу инструментального коллектива, так как на любом концерте гораздо интересней услышать знакомую музыку , чем полифонические произведения или сонатины. Так, например, в репертуаре ансамбля «Карнавал» нашей школы эстрадные произведения занимают большую часть : Французский вальс «Annete» , музыка к к/ф «Le jouet» В. Косма, музыка к к/ф «Долгая дорога в дюнах» Р. Паулса, «Французский визит У. Ютила, Бразильская самба «Amapola» и др.

В заключение следует сказать, что начинать занятия в классе ансамбля следует с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы . Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем нудно повторять одну сложную, так и не добравшись до ее творческой интерпретации.

Задачи педагога-руководителя ансамбля далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста. Помимо чисто исполнительских функций они включают в себя еще и функции инструментовщика (выбор тембра инструментов, аранжировщика (уточнение фактуры, выбор стиля автоаккомпанемента, мест ритмических отыгрышей, звукорежиссера (установка правильного баланса голосов , подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка и уточнение нотной записи музыки ) . С использованием синтезатора открывается широкий простор для творчества. Высокое качество звучания при относительно несложной технике игры, возможность лучше понять логику музыкальной мысли , яснее почувствовать художественный образ – все это делает синтезатор особенно привлекательным в работе со смешанным ансамблем . Встроенные в память синтезатора многочисленные виды автоаккомпанемента позволяют облагородить звучание легких жанров, а эскизность изложения нотного текста служит отличным стимулом для творческих поисков. Здесь перед педагогом-руководителем встает проблема создания оригинальных аранжировок.

Остановимся подробнее на этой наиболее сложной и наименее изученной проблеме. Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей . Таким образом, это синтез оригинала (нотный текст или звуковой текст, если аранжировка делается по слуху) и звукового потенциала инструментального ансамбля . В художественной практике это осуществляется одновременно, и этот процесс составляет единое целое (вспомним слова П. И. Чайковского о том, что музыкальная мысль изобретается одновременно с инструментовкой). Однако для лучшего уяснения этого процесса следует прибегнуть к его абстрактному разделению на работу над проектом будущей аранжировки, и работу по отбору звуковых средств. В первом случае мы определяем, что следует взять в проект из имеющегося звукового материала (не обедняя и не искажая оригинал, а во втором решаем, что из имеющихся звуковых средств, способно ответить задачам построения аранжировки.

Работа над проектом аранжировки начинается с анализа оригинала и определения путей развития новой структуры . Художественно-образное содержание музыкального произведения можно условно разделить на три основных уровня : жанровый, драматургический и интонационный. Жанровые особенности оригинала и общая направленность аранжировки обуславливают выбор стиля, жанра будущего произведения (академическая, народная, эстрадная, поп–, рок–, танцевальная или джазовая музыка ). Точное попадание в жанр определяет успех аранжировки.

На драматургическом уровне проект аранжировки должен быть цельным (опираться на главную мысль, определенную логику музыкального развития , содержать «яркие» события, быть рельефным, контрастным, чтоб удержать внимание слушателя, и в то же время органичным, исключающим появления разрывов музыкальной мысли , резких, неоправданных поворотов, разрушающих логику развития . И главная задача здесь – выстроить увлекательный «музыкальный сюжет » . Во многом это зависит от индивидуального видения художественной задачи, вкусовых пристрастий и фантазии аранжировщика. При работе над третьим уровнем аранжировки важно увидеть целостный образ художественного решения, где для каждого элемента будущей структуры (тембр, фактура, гармония) существует своя «ниша выразительности» , что и определяет направление отбора конкретных звуковых средств.

Помимо опыта практической деятельности аранжировщику нужны и специфические музыкальные знания по гармонии , особенностям построения фактуры, инструментовке, музыкальной форме . Объем и характер этих знаний определяется уровнем образования и наличием практического опыта их применения. Следует однако отметить, что в искусстве аранжировки дело далеко не ограничивается технологией применения усвоенных знаний, в ее осмысливании всегда присутствует художественная доминанта, которую задает оригинальный текст, музыкальная ситуация и собственная индивидуальность аранжировщика.

Рассматривая исполнительскую аранжировку со стороны отбора звукового материала, мы сталкиваемся с анализом тембрового ряда. Здесь ориентиром может служить традиционное применение музыкальных тембров , классическое представление о музыкальном образе каждого инструмента и его ассоциативный ряд. Окраска музыкального звучания в ряде случаев становится ключевым моментом эстетики индивидуальных стилей, направлений. Например, в пьесе Ю. Пешкова «Аргентинское танго» в аранжировке использованы традиционные инструменты, исполняющие танго : аккордеон, скрипка, фортепиано.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что не существует правильных или неправильных способов написания аранжировки. Каждый проект носит сугубо индивидуальный характер. Однако большинство музыкантов видят изъяны только в чужой работе . Один человек легко может допустить ошибку, и чтобы помочь избежать этого попробуем перечислить наиболее распространенные недостатки, встречающиеся в аранжировках и дать несколько советов, опираясь на обобщенный опыт известных аранжировщиков.

Прежде чем приступать к разговору о технической стороне выполнения аранжировки необходимо выделить несколько основных понятий, которые часто встречаются при работе над ней . Этомелодия, гармония, ритм. Именно они формируют фактуру (совокупность всех выразительных средств) в аранжировке. Основу любой композиции составляет ритм, поэтому первым делом уделите внимание ритм-секции (автоаккомпанементу) . Здесь основным недостатком аранжировки могут стать чересчур длинные, не интересные вступления, вставки и проигрыши, не подходящие по жанру или стилю. Многие проекты были испорчены ведущим рифом (однообразным ритмическим рисунком аккомпанемента, исполненным во всех частях произведения, а так же скучной, утомительной последовательностью аккордов повторенной многократно (мелодиях песенного склада) . Именно ритм играет очень важную роль во всех элементах фактуры. Например в пьесе Г. Манчини из к/ф «Розовая пантера» – это важнейший художественно-выразительный элемент.

Основу любой музыкальной композиции составляет мелодия. При создании аранжировки главная установка – не мешать ей! Практически все в аранжировке должно быть подчинено мелодий. К ней можно добавить подголоски или обыгрывания в сопровождающих голосах, но не следует забивать ими мелодию, лучше проводить подголоски во время длинных нот. Мелодия застыла, а вы дополнили, продолжили или ответили ей. Причем лучше писать подголосок или выше или ниже самой мелодии, желательно другим инструментом, тембром, четко проводя границы – это мелодия, а вот это подголосок, как в мелодии Р. Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах» .

Одной из грубейших ошибок может стать одновременное исполнение ведущей мелодии несколькими инструментами, занимающими одну и ту же часть аудиоспектра и играющими с одинаковой динамикой. Отдельные инструменты становятся плохо узнаваемыми, не выделяются звучанием из других, что приводит к закрытому, «мутному» звуку. Качество любой инструментовки состоит в том, чтобы легко слышать любой инструмент, а не в подавлении плотной стеной звука. Для этого необходимо поместить инструменты в разные части аудиоспектра с минимальным перекрытием по частотам, чтобы тембр каждого инструмента был хорошо различим. Не пытайтесь максимально загрузить мелодическим материалом каждую партию, не стоит заполнять все образовавшиеся паузы. Гораздо эффектней будет звучать переход мелодии от одного инструмента к другому (Ж. Оффенбах «Баркарола» . Если вы пишете длинную композицию, то не забывайте, что мелодия может переходить из регистра в регистр, а еще можно включать ее отдельные фрагменты в соло – это уже работа с материалом , почти искусство!

Можно расцвечивать мелодию и с помощью гармонии, но для этого надо знать, как это сделать. Если вы пытаетесь помочь мелодии, меняя аккорды каждую секунду, то вы переусердствовали. Особенное внимание следует уделить гармонической педали. При ее написании не следует использовать параллельные трезвучия, соблюдайте плавность голосоведения, и тогда вы получите целую мелодическую линию. Лучше всего гармоническая педаль проводится у скрипок, в нее можно включить неаккордовые звуки, задержания (sus4, предъемы, опевания, вспомогательные звуки. А еще гармонию можно украсить, используя различные септаккорды и нонаккорды.

Игра в ансамбле в детской школе искусств , призвана расширить музыкальные способности учеников, сформировать круг их интересов, развить художественный вкус . Знакомство учащихся с новыми компонентами современной музыкальной культуры , создание наиболее благоприятных условий обучения творческому музицированию, вот основные задачи музыкально-творческого развития школьников . В данной методической работе представлено несколько новых методических приемов их решения, с помощью интерактивных технологий.

- 3.73 Мб

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является проверка знаний, умений и навыков участников, правильная постановка которых в решающей степени обеспечивает качество результатов обучения, эффективность занятий. Ведя проверку, руководитель выявляет те знания, которые явятся основой для овладения новым учебным материалом. Проверка знаний дает возможность руководителю наблюдать процесс их формирования у всего коллектива, выявлять индивидуальные особенности учащихся, а участникам коллектива - видеть результат своих усилий. Лишь в результате проверки можно выявить и объективно оценить знания, умения и навыки участников, что имеет большое воспитательное значение.

Исходя из задач, стоящих перед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различные формы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, игра инструктивного материала и др. Предпочтительнее вести проверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию: участники более спокойно чувствуют себя во время игры в окружении своих товарищей. Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченное репетиционное время.

Учет и проверка знаний, как известно, завершается оценкой. Между тем в детском коллективе выставлять оценку в баллах не следует. Необходимо учитывать особенности массового музыкального образования, которое не ставит целью достижение конкретного уровня знаний. Основная задача – общее музыкальное развитие участников и, главным образом воспитание. Оценка дается обычно в одобрениях, похвалах, поправках, исправлениях ошибок. Старания и успехи учеников обязательно следует отмечать. Оценка всегда связана с самооценкой ученика, что не всегда учитывается педагогом.

Таким образом, музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса: формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых) навыков; овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; развитие восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности, а также других качеств личности и свойств педагогической деятельности, важных для исполнительства. Усвоение всех этих знаний позволит участникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования, даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью.

Регулярность проведения совместных репетиций – непременное условие. Без этого немыслима ансамблевая слаженность. Два-три раза в неделю по два часа – минимум, необходимый для успешной работы.

На первом этапе один час каждого занятия отводят ансамблевой игре упражнений и чтению нот с листа. Для чтения с листа можно использовать небольшие пьесы или отрывки из музыкальных произведений. Вначале они могут быть несложны, главная задача здесь – в быстром освоении незнакомого музыкального материла.

В дальнейшем, когда ансамбль будет иметь в своем репертуаре уже несколько пьес, план построения занятий несколько видоизменяется. В первый час наряду с игрой упражнений и чтением с листа разучиваются новые музыкальные произведения, а второй час целиком уделяется отработке, «отделке» пройденного и текущего репертуара, причем особое внимание участники обращают на художественно-выразительную сторону исполнения.

Некоторые преподаватели считают, что достаточно прослушать запись произведения, следя глазами по партитуре, или ознакомиться с произведением, воссоздав внутренним слухом звучание музыки, чтобы быть готовым к проведению учебной работы с ансамблем. Однако это не так. Лишь проигрывание ансамблевой партитуры на инструменте позволяет педагогу наиболее полно усвоить материал. Если педагог не владеет баяном настолько, чтобы исполнить все произведение в необходимом темпе, то можно проиграть отдельные партии частями в замедленных темпах. Ибо музыка, воспроизведенная на инструменте самим преподавателем, укладывается в его сознание легче и прочнее. Кроме того, становятся видны все трудности, которые могут встретиться в работе учащихся, и педагог может заранее подготовить каждого ансамблиста к преодолению этих трудностей. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические и агогические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от участников ансамбля. Необходимо также научиться свободно и выразительно петь каждую партию ансамбля и общую мелодическую линию произведения с обязательным тактированием. Тщательно анализируя избранное произведение, преподаватель должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. Лишь в результате такого кропотливого труда он может составить план работы ансамбля над художественным произведением.

II.4. Особенности ансамблевого музицирования

  1. Технические навыки

Немало важной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы – совершенствованию технического исполнения.

Чтобы развивать технику игры, необходимо систематически, ежедневно упражняться: играть гаммы, арпеджио, отрывки из разучиваемых пьес, различные этюды. Если те или иные места не удаются, полезно построить на этом материале упражнение в этюдной форме. Безостановочное проигрывание пьесы от начала до конца, множество раз, как это делают некоторые баянисты, приносит больше вреда, чем пользы. Такая игра, как правило, осуществляемая без нюансировки, без исправления ошибок, приводит к тому, что произведение искажается, а сам исполнитель воспроизводит его чисто механически. Даже хорошо выученные места в таких случаях неряшливо. Чтобы предупредить подобное «заигрывание», рекомендуем не приступать к исполнению ансамблями, прежде чем каждый исполнитель не отработает тщательно свою партию.

Приведены ниже несколько вариантов упражнений.

Перед разучиванием произведения необходимо овладеть основными приемами ансамблевой игры.

Упражнение 1. Проигрывание гаммы наряду с другими упражнениями в начале занятий развивает, укрепляет и поддерживает в необходимой форме мышечный аппарат исполнителей. Кроме того, такое упражнение собирает внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом. Придерживаясь указанной аппликатуры и порядка движения меха, рекомендуется следить за динамическими оттенками. Кроме предложенной гаммы до мажор можно играть мажорные и минорные гаммы в трех позициях.

Упражнение 2. Здесь поочередное вступление голосов. Каждый исполнитель должен следить, чтобы не пропустить свое вступление.

Упражнение 3 и 4. При исполнении этих примеров нужно обратить внимание на гармонию, которая дается здесь в арпеджированном виде. Пример 4 – продолжение и развитие 3 упражнения.

В трио баянистов наряду с общими репетициями всего состава, полезно заниматься и отдельно: первому баянисту со вторым, первому с третьим, второму с третьим. Это способствует более быстрому и прочному усвоению материала. На общих репетициях одному из исполнителей следует время от времени прекращать игру, чтобы послушать своих партнеров, контролируя со стороны, как звучит произведение. Когда будут достигнуты определенные результаты, полезно записать исполнение на магнитофон. Прослушав пленку, можно легче обнаружить, а затем исправить свои ошибки. Как показала практика, магнитофон – хороший помощник в работе музыкантов.

Любой самодеятельный коллектив баянистов, так же как и профессиональный, должен иметь план работы на три месяца (квартал) или полугодие. Задача этого плана – способствовать дальнейшему музыкальному развитию каждого участника ансамбля, с учетом его подвинутости и способностей.

  1. Репетиционная работа с ансамблем

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Все известные сборники пьес для ансамблей баянистов адресованы учащимся 3 – 5 классов, уже обладающим всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Практика показывает, что учить играть вдвоем нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на баяне и воспитывать навыки ансамблевого музицирования необходимо на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Помимо этого существует практическое исполнение учеником под «минусовку». В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводились занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения.

Например:

проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;

проговаривая слова, прошагать;

шагать и хлопать ритм.

Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же, такие упражнения нравятся детям.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Важнейшими требованиями для совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. И то и другое, естественно, не может способствовать формированию ансамбля, как художественного коллектива.

К первым шагам «ансамблевой техники» начального обучения

относятся: особенности посадки, способы достижения

синхронности при взятии и снятии звука; логически выстроенная смена меха, равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнерами, согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:

  1. Знакомство ансамбля с произведением в целом;
  2. Техническое освоение выразительных средств;
  3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционально впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения (будь то композитор или народ); эпохой, в которую оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или в звукозаписи. Необходимо предупредить участников коллектива о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и сообщить о путях преодоления этих трудностей. Приступая к первому этапу работы над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором. Затем педагог переходит к разбору нотного текста. Ему необходимо установить, что является главным, а что второстепенным. От того, насколько правильно понято произведение, во многом зависит успех дальнейшей работы.I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47