Анализ эпизода произведения детство толстого. Л.Н

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
  6. Темы

    1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
    2. Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
    3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
    4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
    5. Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
    6. Проблематика

      В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
  • Главная мысль

    В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

    Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

    Вывод: чему учит?

    Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

    Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

    Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Находясь на Кавказе, Толстой приступает к созданию романа о становлении личности человека, намереваясь озаглавить его обобщенно: «Четыре эпохи развития». Начинающий писатель вынашивает обширный и интересный замысел повествования о детстве, отрочестве, юности и молодости. Четвертая часть задуманного произведения не была написана, и оно сложилось в трилогию, ставшую первым значительным творением Толстого и его художественным шедевром.

Анализ «Детства»

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.

Анализ «Отрочества»

Вторая часть трилогии — «Отрочество», — продолжая многие мотивы предшествующего произведения, в то же время существенно отличается от «Детства». У Николеньки Иртеньева возрастает аналитичность мышления. Он читает Ф. Шеллинга, и у него возникает потребность философски осмыслять мир. Возникают тревожные вопросы о том, куда девается душа после смерти, что такое симметрия, существуют ли предметы вне наших отношений к ним. Главы «Поездка на долгих», «Гроза», «Новый взгляд» отражают новую фазу духовного развития героя. Появляется новое представление о мире: мальчик осознаёт множество чужих жизней, которое раньше им увидено не было, «...не все интересы, — рассуждает Иртеньев, — вертятся около нас... существует другая жизнь, ничего не имеющая общего с нами...» Это размышление о широком и разнообразном мире становится важной вехой в духовном развитии подростка. Он достаточно зорко видит социальное неравенство; Катенька помогает ему уяснить существование богатых и бедных, Карл Иванович открывает ему меру своих несчастий и степень своей отчужденности от мира. Растёт разъединение и Николеньки с окружающими людьми, тем более что он явственно осознаёт своё «я». Учащаются злоключения Иртеньева (главы «Единица», «Изменница»), что ещё больше обостряет разлад с миром, разочарование в нём, конфликт с другими людьми. Существование уподобляется жизни в пустыне, усиливается мрачность колорита повествования и напряженность его сюжета, хотя внешних событий в повествовании по-прежнему немного. Но намечается и преодоление душевного кризиса: важную роль в этом играет дружба с Нехлюдовым, исповедующим идею внутреннего совершенствования. Критик С. Дудышкин отметил высокие художественные достоинства повести «Отрочество» и назвал автора «истинным поэтом».

Анализ «Юности»

«Юность» — третья часть трилогии, опубликованная в «Современнике» в 1857 году, — повествует об укреплении нового взгляда на жизнь, о стремлении героя к «нравственному усовершенствованию». Мечты, переданные в одноименной главе, укрепляют юношу в этом стремлении, хотя они достаточно оторваны от реальной жизни, и вскоре обнаруживается неспособность героя осуществить свои намерения. Высокие представления о жизни подменяются светским идеалом comme il faut (благовоспитанности). Однако искренняя исповедь Иртеньева свидетельствует о его тяготении к правдивости, благородстве, о стремлении его стать внешне и внутренне совершеннее. А рассказ в последних главах о поступлении юноши в университет говорит о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которых он здесь встречает, о признании их превосходства в знаниях. Иртеньев обретает связи с людьми, и это значительная веха в истории его созревания. Однако последняя глава повести носит название «Я проваливаюсь». Это откровенное признание в крахе прежней морали и философии, разочаровании в усвоенном образе жизни и одновременно — залог дальнейшего созревания личности героя. Не случайно критик П. Анненков писал о «героизме внутренней честности», проявленной Толстым в «Юности».

Анализ рассказа Л. Толстого «Сила детства»

В данном рассказе поражает, трогает, волнует какая-то особенная, неповторимая, именно «толстовская» мудрость простоты.

Герои рассказал. Толстого «Сила детства» - люди обыкновенные, но им выпала доля жить в сложную историческую эпоху, эпоху бурь и потрясений, эпоху людских страданий, слез, горя, крови.

Начинается рассказ серией коротких выкриков «Убить! Застрелить !» и т.д. Такое начало является исключительно экспрессивным, ибо побуждает читателя узнать, что же такое произошло.

Среди хаоса, среди огромной, кричащей, озверевшей толпы мы видим человека, который горд и спокоен. Он идет «твердым шагом, высоко поднимая голову». Лицо его красиво и мужественно. Однако он связан. А весь его вид выражает презрение и злобу к окружающим людям. Почему? Потому что окружающие люди ему враги, он воевал против них «на стороне власти», он городовой, по его приказу стреляли в людей. Сейчас ему приходится идти мимо неубранных тел убитых людей. «Его схватили и ведут теперь но казнь», - кратко информирует читателя Л. Толстой.

Велика ненависть и презрение этого человека к озверевшей толпе. «Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать ? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно так надо», - думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе». Характеризуя отношение человека к толпе, Л. Толстой употребляет эпитет «холодно», деепричастный оборот «пожимая плечами» и другие языковые средства.

На первый взгляд толпа противостоит этому высокомерному, гордому, холодному человеку. Людская масса свирепо кричит: «Убить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Горло перерезать убийце!..»

Л. Толстой усиливает данный эффект следующим выражением: «Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! - взвизгивали женские голоса ». В тексте повторяются страшные призывы к убийству, причем выкрикивают их женские голоса, автор добавляет здесь для усиления коннотативное слово взвизгивали.

Л. Толстой силой своего таланта показывает нам, что ненависть этих людей можно понять и оправдать. Что же объединяет идущего на казнь человека и толпу, окружающую его кольцом злобы, презрения? Ненависть и злоба друг к другу.

О, сколь сильна злоба в этом мире! На ее счету исковерканные судьбы людей, разъеденные ею человеческие души, искалеченные жизни... Неужели нет ничего, что могло бы противостоять злобе, ненависти, насилию?! Л. Толстой подводит нас к этой мысли и затем дает ответ: «Есть! Это сила детства!»

Вот она толстовская мудрость простоты, вот истинный смысл рассказа, его идея: детская чистота, наивность, любовь и вера в людей спасут мир от хаоса, всеобщей ненависти, насилия; сила детства - именно та сила, которая может сплотить людей, которая научит человечество самому главному - умению прощать. Подводит нас к этой мысли автор прежде всего через заглавие. В данном заглавии заключена идея и все содержание текста, которое как бы сжато в нем. Заглавие «Сила детства» дает первый ориентир, по которому организовывается восприятие текста как целого. В нем доминанта смысла всего текста, подчиняющая себе все его построение, а следовательно, и восприятие (Выготский, 1968).

Сильными позициями в тексте считается заглавие и первая фраза. Здесь всегда задерживается внимание читателя, что объясняется действием законов речевого прогнозирования. Экспериментально доказано, что мозг составляет прогнозы непрерывно. Заголовок же направляет и ориентирует предстоящую мыслительную деятельность читателя, дает ему первоначальную информацию о тексте, заключает в себе главную сюжетную линию. Однако содержательно-концептуальная информация, несомая заголовком, полностью разворачивается и воспринимается только на фоне целого текста. Что же дает нам для этого текст?

Л. Толстой показывает шестилетнего ребенка, плачущего мальчика, таким доверчивым (ведь он не понимает, что толпа может и его растерзать), таким беззащитным, таким одиноким, нуждающимся в сильных руках отца, в поддержке людей. И ведь именно этим силен ребенок! Здесь снова автор применяет прием антитезы, которая «работает» как бы в подтексте. В тексте мы видим лишь результат: перед всхлипывающим ребенком толпа расступается, пропуская его к отцу. Сила детства такова, что в людях из толпы начинает проступать человечность, сострадание к ближнему.

Вот одна женщина, возможно, только что требовавшая смерти, говорит: «Л какой миленький!» «Кого тебе?» - интересуется другая. Когда из диалогов становится ясно, что у мальчика нет матери, в толпе происходит какой-то надлом, настроение людей начинает меняться. А когда отец, поговорив с сыном и убедив его пойти домой, остался один, то сказал: «Теперь я готов, убивайте меня». И здесь случилось то, что автор называет «непонятное», «неожиданное »: в них одновременно проснулся «какой-то дух» - дух доброты, сочувствия, сострадания, всепрощения. Одна женщина сказала:

  • - А знаете что. Пустить бы его.
  • - И то, бог с ним, - сказал еще кто-то. - Отпустить. - Отпустите, отпустите! - загремела толпа.

Это кульминация рассказа. Л. Толстой показывает нам, на что способна сила детства. Именно она помешала свершиться кощунству - убить отца на глазах сына. Озверевшая толпа под напором чистой детской любви на глазах меняется. Эта же сила неожиданным образом действует и на отца ребенка. Вначале гордый, безжалостный человек, ненавидевший толпу еще больше, чем она его, он вдруг зарыдал, но это были слезы вины, слезы раскаяния, стыда и облегчения. Он почувствовал себя виноватым перед сыном, перед людьми, а слезы очистили его душу от злобы, гордыни, бессердечия.

Этот рассказ еще раз доказал, что Л. Толстой - тонкий знаток человеческой души, он умеет проникнуть в самые сокровенные ее уголки.

С помощью каких языковых, композиционных, подтекстовых средств и приемов автору удалось достичь такого эффекта, так воздействовать на читателя?

Специфичен язык и стиль писателя. Его слово точно и лаконично. В рассказе нет «украшательных» языковых средств (метафор, сравнений, гипербол и т.д.). На весь рассказ встречается лишь одна метафора - дух проснулся - и чуть более десяти сложных (сложноподчиненных) предложений. Простой синтаксис - это несвойственная Л. Толстому манера письма, которая сама по себе экспрессивна для читателя, больше знающего автора как мастера сложнейших конструкций по 5-8 предикативных единиц (см. «Войну и мир», «Воскресение», «Анну Каренину»).

Рассказ построен почти полностью на диалогах. Причем, велика разница между речью автора и речью персонажей. Для речи автора характерна меньшая динамичность, большая длина фраз, обилие оценочных слов, эпитетов: толпа освирепела, ненавидящие люди, гордый человек, красивое, мужественное лицо и др.

Реплики из толпы более динамичны, они изобилуют глаголами застрелить, перерезать, убить, повесить. Это речь людей, почуявших запах крови, жаждущих ее. А вот рядом другое слово, сказанное женщиной из этой же толпы,-миленький. Это голос пробуждающейся совести, зарождающейся доброты. Нежность прорывается и в речи пленного отца: милый, будь умник. А слово ребенка батя растопило в душе отца холод, поколебало его ненависть, растопило гордыню.

Л. Толстой мастерски с помощью диалога развивает сюжет. Реплики диалога естественны, автор избегает в них излишеств, здесь соблюдена мера, что является свидетельством таланта и высокой культуры автора. Фактически весь сюжет построен на диалоге, а слова автора - лишь ремарки, точнее вводящие читателя в события рассказа.

Своеобразна композиция данного рассказа. Особенность ее состоит в быстром начале, неожиданной кульминации и стремительном завершении.

Всего несколько фраз потребовалось писателю, чтобы обрисовать начало действия: «Огромная толпа народа вела по улице связанного человека». Уже в самом начале Л. Толстой закладывает противопоставление: толпа и один человек, озлобленность толпы и беспомощность связанного человека и т.д. Думается, что противопоставления в этом рассказе являются тем основным стержнем, вокруг которого развертывается все повествование. Это противопоставление вины и раскаяния, силы и слабости, добра и зла.

Концовка рассказа не «закрывает» его, а как бы еще больше «распахивает» произведение, заставляя читателя задуматься над теми вопросами, которые поднимал Л. Толстой, над вечными вопросами, составляющими суть человеческой души.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми-нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка, начинающаяся знакомством читателя с учителем Карлом Иванычем, после печальных событий — раз-вязка, «последние грустные воспоминания».

Повесть «Детство», напечатанная в журнале Н. А. Некрасова «Современник», наряду с военными рассказами, сразу же при-несла Толстому известность и признание его таланта. Его замеча-тельный талант в изображении человеческой души, умение уви-деть и выразить словом тончайшие, часто противоречивые про-явления жизни как ребенка, так и взрослого, сказались уже в этих ранних произведениях. Тематика повести — становление личности ребенка под воздействием окружающей среды, отраже-ние его душевных переживаний.

Н.Г. Чернышевский, определяя особенности творчества писа-теля, отметил его умение улавливать «диалектику души». Другая сильная черта, по мнению критика, — это «чистота нравствен-ного чувства». И действительно, эти черты обнаруживаются уже в ранней автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Объективное наблюдение над жизнью соседствует с изображением внутреннего мира художника. В трилогии при-сутствуют персонажи, прототипами которых послужили родствен-ники Толстого, близкие его семье люди, его друзья и учителя. В центре произведения мальчик Николенька Иртеньев, духов-ный мир которого постепенно растет и раскрывается. Характери-стика всех действующих лиц и их поступков ведется от лица маль-чика, он как бы все «пропускает через себя». И что интересно, хотя произведение написано уже зрелым человеком, события и поступки осмыслены с позиции ребенка.

С большой теплотой рассказывается в повести о няне Наталье Савишне. Ей посвящены самые проникновенные строки. Так, горе детей, теряющих свою мать, которое притворно разделяют съе-хавшиеся соседи, искренне и полно, просто и безмолвно разде-ляют крепостные. И чудесный образ Натальи Савишны в полной мере проявляется тогда, когда описывается общее горе. А Карл Иваныч, добрый старик-учитель! Ему приходилось терпеть мно-гое от своих воспитанников, но при этом он не переставал любить этих непослушных детей.

Особое место занимает в повести образ матери. Он явно проти-вопоставлен остальным, в нем — целостность любящего человека и чудесного характера. Материал с сайта

Одно из открытий молодого Толстого таково: каждый человек вмещает в себе от рождения все человеческие возможности — хорошие и дурные. Воспитание, среда, его собственная воля раз-вивают одно и вытесняют, а часто и истребляют другое. В слож-ном противоборстве растет и крепнет характер, и оно никогда не утихнет.

План

  1. Жизнь детей в родительском доме.
  2. Переезд мальчиков в Москву.
  3. Известие о болезни матери.
  4. Смерть и похороны матери.
  5. «Последние грустные воспоминания».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план текста "детство" толстого
  • план произведения отрочество толстой
  • толстой детство план и анализ
  • толстой л н детство анализ
  • анализ толстой детство

Повесть "Детство" - это часть известной трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность". Главному герою Николеньке Иртеньеву к тому моменту, как начинается повествование, всего десять лет. Давайте посмотрим, о чем в этом произведении пишет Толстой, и сделаем анализ повести "Детство".

В те времена, о которых пишет автор, дети в десятилетнем возрасте уже начинали получать серьезное образование, для чего приходилось оставлять дом и ехать в лицей, либо в пансионат. Затем, отучившись, такой человек мог послужить для пользы Отечества. Николенька понимает, что через это предстоит пройти и ему. Осталось не так много времени, и отец повезет его в Москву. Но сейчас его окружают родные и близкие люди, можно наслаждаться счастливыми и пока беззаботными еще минутами.

Анализ повести "Детство" был бы неполным без упоминания разновидности жанра. По сути, это автобиография, в которой замечательным языком и авторским стилем Льву Толстому удалось нарисовать картину своих детских лет, причем, в больших подробностях. Мать Льва умерла, когда мальчику не было и двух лет, это же событие происходит и в жизни Николеньки, только позже, когда главному герою уже десять лет. Конечно, Толстой не мог помнить свою маму, но образ maman, как дворяне называли маму с французским манером, вобрал в себя идеальные черты матери по мнению автора.

Ключевые детали анализа повести "Детство"

В первых же главах читатель видит Николеньку, окруженного атмосферой дворянской жизни. Большую роль в мире героя играют гувернеры и дворовые люди. Но один из них произвел на Николеньку особое впечатление. Да, именно к Карлу Ивановичу - добрейшему человеку - возникает у него мимолетная обида, которая потом превращается в чувство стыда.

Отдельно стоит упомянуть "диалектику души", которую в повести "Детство" стал использовать Толстой первый раз. Во время описания состояния главного героя, Толстой прибегает к внутреннему монологу, который показывает изменения в душевном состоянии. Герой то радуется, то печалится; то злится, то чувствует неловкость и стыд. Эти внутренние порывы и есть "диалектика души", и этим приемом в будущем Толстой часто будет пользоваться, если говорить о больших его произведениях.

Рассмотрим в ходе анализа повести "Детство" такие аспекты жизни, как: участие в охоте Николеньки и его братьев; поездки на бал, где даже дворянские дети должны принимать участие в светских беседах и знать, какие танцы приняты в обществе. Главный герой хочет вызвать к себе симпатию у Сонечки Валахиной, для чего пытается подражать взрослым - надев на руку смешную перчатку, он лишь слышит, как окружающие потешаются над ним, и от этого Николеньке стыдно и досадно.

А вскоре Николай понимает, что и дружба бывает недолговечной. Например, он разочаровывается в своем кумире Сереже Ивине, который подло обошелся с сыном одного небогатого иностранца. Сережа Ивин унижает Иленьку, и это на глазах у других ребят. Сочувствуя Илиньке, главный герой не знает, как ему помочь. Испытав такие сильные чувства, как любовь к Сонечке, или уважение к Сереже, Николенька понимает, что он прошел какой-то важный этап в жизни и что-то значимое осталось позади.