Доклад на тему: "Эстетическая культура личности". Формирование эстетической культуры личности

. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе и, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства

Эстетическая культура формируется в процессе художественно-эстетического воспитания, является его целью. Задачи и содержание художественно-эстетического воспитания определяются объемом понятия"Эстетическая культура": развитие эстетического ческого восприятия, вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художньоестетичних умений, творческих способностей здібностей.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство пришкольного усадьбы, оформление кабинетов и лабораторий, ко оридорив, других помещений. Не случайно в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил. А. С. Макаренко, посетители отмечали множество цветов, блестящий паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идет реальными чистоту помещенияннях.

В учебном процессе эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок, семинар, лекция имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной й задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей и чертежей на доске и в тетрадях и поод.

Предметы эстетического цикла - литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, художественная культура обеспечивают учащимся знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. В внеклассной работе и эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, изобразительного искусства и т.д.), творческих объединения х школьников, связанные с возрождением народных ремесел и декоративно-прикладного творчества (рушникарства, ковроткачества, резьбы и других ремесел), в художественных кружках, студиях, клубах, театрах тощ в. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии к природе, вечера и утренники, посвященные жилье и творчестве выдающихся украинских и зарубежных композиторов и исполнителей (например,"Песни о. Родин в","Музыка украинских композиторов","Музыка XXI века"и т.п.), конференции по изобразительному искусству ("Украинское изобразительное искусство","Шедевры мирового изобразительного искусства","Мистецт во и жизнь"), экспедиции (фольклорные, этнографические), проведение традиционных обрядовых праздников ко дню. Святого. Николая,. Калиты,. Масленицы и и обрядових свят до дня. Святого. Миколая,. Калити,. Масляної та ін.

38 Формирование физической культуры

. Физическая культура - это сложившийся образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формированию жизненно важных двигательных их навыков и умений.

1. Морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости перед неблагоприятными условиями внешней среды, предупреждения заболеваний и здравоохранение

2. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств. Способность человека к выполнению многих действий обеспечивается высоким и гармоничным развитием всех физических качеств: силы (способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий) выносливости (способности выполнять работу длительное время), ловкости (способности быстро усваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся условиях), скорости (способности выполнять движения за минимальное время)

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков: бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Для я формирования такой готовности необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, которые учащиеся получают в процессе физических упражнений, постепе во переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в постоянную потребностейребу.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Учащиеся должны иметь четкое представление о режиме дня, гигиену питания, сна, значение физической культуры и спорт ту для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, гигиенические требования закалки время они овладевают приемами самоконтроля за свое ю работоспособностью, утомляемостью, общим чувстватям.

Основными средствами воспитания физической культуры учащихся являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы

Во физическими упражнениями понимают двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с содержанием физической культуры. К физических упражнений принадлежит гимнастика, игры, туризм, спорт

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она способна избирательно воздействовать на организм или на развитие его основных систем и функций. Гимнастика бывает основной, гигиенической, спортсмены ивною, художественной, производственной, лечебной. Согласно учебной программе по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, упражнения с предметами и без них, хо дьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения и т.д.). Она развивает физические силы ребенка, сообразительность, ловкость, инициатививу.

. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, которые организуют для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В них учащиеся физически закаляются ся, учатся быть выносливыми, приобретают опыт коллективной жизни и деятельности, ответственного отношения к природи.

. Спорт . В отличие от физической культуры, спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений на тренировках и особенно на соревнованиях ученики преодолевают значительные физические и н нервные нагрузки, выявляют и развивают двигательные и морально-волевые качеі.

. Природные факторы - солнечные лучи, воздух, вода выступают неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности учащихся, усиливая оздоровительное воздействие на них. Кроме того, они являются источником специально организованных процедурах ур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливанийь.

. Гигиенические факторы требуют строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований при проведении физкультурных занятий, учебной работы, отдыха, питания и др.; в строительстве, реконструкции, благоустройстве, содержании шк кильних помещений, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка), в подборе орудий, инвентаря и обл аднання (по размерам, весу и обустройством они должны соответствовать возрасту и полу учащихся) для занятий физическими упражнениями; в соблюдении режима дня, который определяет строгий распорядок и целесообразное дежурств ния труда и отдыхау.

Формированию здоровьесберегающей компетентности служат тренинговые программы"Философия здоровья","Здоровый образ жизни","Красота спасет мир","Выбери жизнь без наркотиков","За будущее без. СПИДа"; пр роекты"Модель здоровья украинской нации","Здоровье - самая большая ценность человека"; кружки, секции, соревнования и др."я - найбільша цінність людини"; гуртки, секції, змагання та інше.

В основе воспитания физической культуры школьников должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни. Они утверждают идеал здорового гармонично развитой личности и том м играют особую роль в становлении здорового образа жизния.

Понятие об эстетической культуре личности . Формирование эст-кой кул-ры - это процесс целенаправленного раз­вития способности личности к полноценному восприятию и пра­вильному пониманию прекрасного в искусстве и действительно­сти. Он предусматривает выработку системы худ-ных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворе­ние от того, что является действительно эстетически ценным. Од­новременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против уродливого, безобразного, низменного, а также го­товность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по своей натуре - худож­~к. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь жсоту. Эстетическое отношение человека к действительности обя­зано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание переживание труда как игры физ-их и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­~от фундамент эст-ого раз-ия личности.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эст-кого оформления ближайшего окружения и быта. Улучшение жилищных условий, повышение материального благосостояния, увеличение выпуска товаров народного потребления существенно изменяют предметный мир и вещное окружение, к-ые не мо­гут не участвовать в повышении уровня бытовой кул-ры.

Эстетическое восприятие природы . Природа - ничем не за­менимый источник прекрасного. Она дает богатейший матери­ал для развития эстетического чувства, наблюдательности, во­ображения. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению бла­годаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой зако­номерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношении к природе заключается в сохранении и приумноженииее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесе­ш ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Важно обеспечить эстетическую направленность природоох­ранительной деятельности уч-ся: проводить с ними наблюдения и опыты в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, организовать подкормку и охра­ну животных, охрану зеленых насаждений.

Формирование эстетической культуры средствами культуры .

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педа­-ке принято называть художественным воспитанием

Одно из действенных средств воспитания лит-го вку­са и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать лит-­ру как искусство слова, воспроизводить образы худ-го произведения в своем воображении, тонко подмечать св-ва и хар-ки действующих лиц, анализировать их поступ­ки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у чита­теля глубокие и яркие впечатления.

Основой музыкального воспитания в школе яв-ся хоровое пение, к-ое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, чув­ство ритма, гармонию, певческие навыки, худ-ый вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с основами музы­кальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к худ-ой кул-ре яв-ся преподавание изоб-ого искусства . Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живолиси, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фоно­тека, в которую включаются записи лучших исполнителей - со­листов, хоровых и оркестровых коллективов.

Слово эстетика происходит от греческого “айстетикос ” – чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в XYIII веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности. Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие – этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки – истинное). Прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В.Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира.

    Определение понятия «Эстетическое»

Эстетическое - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен И. Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п., т.е. ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой.

    Определение понятия «Красота»

Одна из традиционных категорий эстетики. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи. Однако уже с античности наметились и некоторые смысловые различия, хотя они никогда не были строго закрепленными. В отличие от более широкого смысла прекрасного, как категории из поля субъект-объектных отношений, К. является характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью стремятся обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного.

    Определение понятия «Прекрасное»

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).

    Определение понятия «Гармоничное»

Гармония - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно , Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие.

    Определение понятия «безобразное»

Безобразное - категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном. Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий.

    Определение понятия «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно - экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а также переживания, стремления и идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др

    Определение понятия «Художественное воспитание»

Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

9. Определение понятия «Культура»

В переносном смысле куль­тура - уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

11. Определение понятия «Эстетическая культура» Компоненты Эстетической культуры

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

Эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; - знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни; - овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; - мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни; - потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

13. Эстетическое воспитание в эпоху Древнего мира

Эстетические идеи в Древнем мире были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально - экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи.

В период античности социально - экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Понятия «эстетическое воспитание», «эстетическая культура» органически связаны с термином «эстетика». Эстетика (от греч. aisthēsis – «ощущение», «чувство») – это философское учение о прекрасном.

В эстетике прекрасное связано с искусством, творчеством, художественным отражением действительности в сознании человека. Красота, совершенство, гармония, творчество, эстетическое наслаждение – это все объективно существующие в обществе эстетические ценности. Они должны быть преобразованы в субъективные потребности личности школьника (подобно тому, как нормы общественной морали преобразуются в нравственные качества личности). Такое преобразование и составляет сущность эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – это процесс организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических понятий, взглядов, убеждений и вкусов, на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи эстетического воспитания школьников:

1) формирование у учащихся художественно-эстетических потребностей, т. е. стремления вносить элементы прекрасного во все сферы жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного;

2) формирование художественного восприятия (способности видеть и переживать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве), а также художественного вкуса (художественной взыскательности);

3) формирование художественных и искусствоведческих знаний, приобщение школьников к отечественной и мировой художественной культуре;

4) формирование умения выражать свои суждения, взгляды в области искусства, анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность художественных произведений;

5) развитие и реализация творческого потенциала учащихся, их приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, театру;

6) раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и формирование у учащихся на этой основе гражданских, патриотических взглядов и убеждений, других нравственных качеств;

7) развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - литературе, музыке, пению, рисованию и т. п.

Но эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности, в труде, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Критерии эстетической воспитанности школьников:

1. Уровень развития природной основы эстетического отношения к искусству и действительности. Например, для восприятия и занятий музыкой такой природной основой выступают музыкальный слух, такт и ритм, музыкальное мышление и способности музыкального творчества (импровизация). Для литературы это способность художественно-смысловой оценки литературных образов, умение творчески воспроизводить жизненные явления с помощью слова, хранить их в памяти, давать им смысловую оценку и самостоятельно создавать их.

2. Степень выраженности привычной потребности и мыслительной способности анализировать явления искусства и жизни с эстетической точки зрения, а также активной жизненной позиции личности в освоении культуры и в творчестве (это высший критерий эффективности эстетического воспитания).

3. Фактический уровень осведомленности учащегося в области искусства и культуры.

Можно выделить три уровня эстетического отношения к искусству и действительности: поверхностный, оптимальный и специализированный.

Пути и средства эстетического воспитания школьников.

Перечислим основные пути воспитания эстетической культуры личности школьника:

1. Непосредственное приобщение школьников к искусству в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла - литературы, музыки, ИЗО, МХК.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости – развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т. е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим - Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В.А. Распутина, повести и рассказы В. Белова, Ю. Казакова, В. Солоухина).

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты. Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ – художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

2. Введение эстетических элементов в преподавание всех остальных учебных предметов, привлечение примеров из области искусств. В математике, например, нередко говорят: «красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Например, на уроке «Пороги и водопады» в курсе географии в VI классе я приводил учащимся отрывок из романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», где описаны днепровские пороги, и самый опасный из них - Ненасытец: «…Ужасающее зрелище потрясло … взор. Во всю ширину поперек реки шли семь каменных преград, торчавших из воды, черных, изглоданных волнами, проломившими в них подобия ворот и проходов. Река всею тяжестью воды своей ударяла в эти преграды и отлетала назад, взбешенная, обезумевшая, вспененная белыми кишащими брызгами, потом, точно неукрощенный скакун, делала еще одну попытку перескочить их, но, отброшенная еще раз, прежде чем изловчиться хлынуть через проломы, зубами, можно сказать, вгрызалась в скалы, закручивалась в бессильной ярости в чудовищные водовороты, столбами взлетала вверх, вскипала кипятком и, как усталый зверь дикий, тяжко отдувалась. И опять – словно бы канонада сотни пушек, вой целых волчьих стай – всхрапнет, поднатужится, и перед новой грядой точно такая же борьба, такое же безумие. А над безднами вопли птиц, словно потрясенных этим зрелищем, а между грядами угрюмые тени скал, дрожащие на топкой грязи, словно тени злых духов».

Вопрос 44 Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни учащихся.